Уважаемые пользователи! Вы находитесь на новом веб-портале ОАО "РЖД"
19.11.2020
Газета "Коммерсантъ"

Кассету переводят на русский

ЕПК и Amsted Rail локализуют в России производство кассетных подшипников.

Через два года в РФ может быть практически полностью локализовано производство железнодорожного кассетного подшипника. Меморандум о локализации производства ролика, самой сложной с точки зрения получения ноу-хау детали, ЕПК и американская Amsted Rail подписали 19 ноября, а остальные локализационные процессы, по заверению партнеров, уже идут. Сейчас кассетные подшипники устанавливаются на инновационные вагоны, но в 2019 году была громкая дискуссия о принудительном переводе на них и основной части парка. Сейчас Минтранс утверждает, что от концепции обязательного перевода отошли, и собственники подвижного состава сами будут решать, переводить на них парк или нет. Аналитики предполагают, что и без обязательного перевода рынок у кассетных подшипников будет.

ЕПК, крупнейший производитель подшипников в РФ, и американская Amsted Rail (через свое подразделение Brenco является партнером ЕПК по СП «ЕПК-Бренко» в Саратове) подписали меморандум о локализации на территории России производства ролика для кассетных подшипников. Как пояснил «Ъ» председатель правления ЕПК Александр Москаленко, локализация ролика – практически окончательный этап локализации всего кассетного подшипника. «Важно было убедить наших партнеров, – говорит он. – Ролик является ноу-хау любой компании. Казалось бы, это простой элемент, но производство именно этого элемента всегда предмет дискуссий. И крайне редко можно найти компанию, которая создала это производство на территории другого государства».

На ролик приходится 22-25% себестоимости подшипника, пояснил господин Москаленко, это самая массовая деталь подшипника – от 42 до 46 единиц на подшипник. Как пояснил «Ъ» вице-президент Amsted Rail Маркус Монтенекурт, «все производственные процессы уже локализуются, сталь есть на Старом Осколе («Металлоинвест»), и локализовано будет все, кроме незначительных элементов». «Производство всех основных элементов будет находиться здесь», – уточнил господин Монтенекурт.

По словам Александра Москаленко, инвестиции в производство ролика составят примерно $50 млн. Локализацию планируют завершить в течение двух лет, «в зависимости от того, какими темпами будет осуществляться переход на кассетные подшипники и как это будет вписываться в стратегию Минтранса».

В прошлом году вокруг кассетных подшипников возникла бурная дискуссия, когда буквально за два месяца Совет по железнодорожному транспорту, объединяющий железнодорожные администрации стран с российской (1520 мм) шириной колеи, и Минтранс РФ приняли решение о переводе всех вагонов в РФ на кассетные подшипники с 2021 года. Собственники вагонов были резко против, оценивая свои расходы в 200-300 млрд руб. Но в конце октября процесс был остановлен решением тогдашних вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака.

Не последним аргументом против перевода был вопрос транспортной безопасности, поскольку кассетные подшипники в РФ производились исключительно по зарубежным технологиям на трех предприятиях, два из которых – филиалы шведской (SKF) и американской (Timken) компаний, а одно, «ЕПК-Бренко», – СП с американским производителем. Обсуждение перехода на кассетные подшипники продолжается, однако, как правило, не на обязательных условиях. Впрочем, вагоностроители настаивают на выпуске новых типовых вагонов только с подшипниками кассетного типа.

Вместе с тем замминистра транспорта Владимир Токарев 19 ноября сообщил, что никакого «насильственного, форсированного перевода» на кассетные подшипники не планируется.

«Весь этап, который мы обсуждали в 2019 году, подразумевающий, что переход обязателен, – от этого полностью отошли, – пояснил он «Ъ». – Рынок должен решить сам. Мы создаем условия. Безусловно, мы хотим иметь современные технологии, но российские. Мы выступаем за то, чтобы это было российское производство. Сегодня нам благодаря ЕПК удалось договориться с американским партнером. Остальное должен решить рынок: хотят они использовать современные технологии – значит, будут использовать. Не хотят – никто их туда кнутом не погонит».

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, после приведения локализации к близкому к 100% уровню у кассетных подшипников «ЕПК-Бренко» образуется потенциал как экспортных поставок, так и для наращивания доли рынка в РФ. Причем, отмечает он, не только при выпуске и ремонте инновационного парка, но и там, где речь может идти о переоснащении: он не исключает, что после снижения их себестоимости и цены экономический эффект вырастет настолько, что крупные операторы для экономии на ремонтах примут решение о переходе с роликовых подшипников на кассетные.

Скорлыгина Наталья