04.12.2020
ИА "Интерфакс"

Рост торговли с КНР поддерживает экономическую активность

Рост торгового оборота с Китаем, «который в данный момент, судя по всему, сможет избежать новой волны пандемии», помогает поддержать экономическую активность по двум каналам, отмечает Альфа-банк, комментируя данные по погрузке на сети ОАО «Российские железные дороги».

«Первый канал – сильный рост транзитной торговли из Китая в ЕС и обратно, которая проходит через Россию – ее объемы в реальном выражении выросли почти в 2 раза с I квартала 2020 г.,«– говорится в обзоре инвестиционной компании.

«Вторым каналом может быть проникновение российского ненефтяного экспорта на китайские рынки: цифры торгового баланса указывают на позитивную динамику несырьевых экспортных доходов, особенно в III квартале 2020 г., когда они не изменились в годовом исчислении, что мы связываем с укреплением внешнеторговых связей с Китаем», – добавляют аналитики.

«В то же время перспективы российской торговли с Китаем, доля которого в российском внешнеторговом обороте и так возросла с 8% в 2008 г. до 17% в 2019 г., могут оказаться под угрозой в случае улучшения американо-китайских отношений в период президентства Джозефа Байдена, и выход российских товаров на китайский рынок в свете этого не является гарантированным», – отмечает Альфа-банк.

Во вторник «Российские железные дороги» сообщили, что погрузка на их сети в ноябре снизилась на 0,7% (около 3,49 млн тонн в среднем в сутки), при этом грузооборот вырос на 1,8%, с учетом порожних рейсов вагонов – на 1,1%. В то же время план работы монополии на прошедший месяц предполагал объемы отправки, близкие к уровню прошлого года (3,515 млн тонн в среднем в сутки), говорил ранее источник «Интерфакса», знакомый с деятельностью перевозчика.

Однако по факту в ноябре динамика отправок вновь ушла в «минус» после позитивного октября. В первом месяце IV квартала погрузка вышла в область положительных значений после провала в начале 2020 г. (максимум падения пришелся на апрель – «-5,9%», РЖД объясняли это ухудшением эпидемиологической обстановки, «началом замедления мировой экономики» и срывом сделки «ОПЕК+»). Тем не менее, «учитывая новую «волну» пандемии», Альфа-банк считает динамику последних месяцев «позитивным знаком».

По итогам января-ноября 2020 г. погрузка остается на 3% ниже, чем в том же периоде 2019 г. – 1,137 млрд тонн. В частности, отправка каменного угля снизилась на 6% (до 320,8 млн тонн), нефти и нефтепродуктов – на 9,8% (до 190,2 млн тонн), железной и марганцевой руды – на 0,5% (до 109,7 млн тонн), черных металлов – на 10,1% (до 60,4 млн тонн), их лома – на 5% (до 13 млн тонн), цемента – так же на 5% (до 23,6 млн тонн), лесных грузов – на 3,1% (до 37,2 млн тонн), химикатов и соды – на 6,3% (до 22,3 млн тонн), промышленного сырья и формовочных материалов – на 3,7% (до 31,3 млн тонн).

В то же время за 11 месяцев выросла погрузка строительных грузов (до 122,9 млн тонн, +6,9%), химических и минеральных удобрений (до 57,3 млн тонн, +3,2%), зерна (до 24,7 млн тонн, +27,3%), цветной руды и серного сырья (до 18,4 млн тонн, +2,9%), кокса (до 10,2 млн тонн, +3,9%). Грузооборот с начала 2020 г. снизился на 2,7%, с учетом порожних рейсов вагонов – на 3,1%.

Декабрьский план работы «Российских железных дорог» предполагает среднесуточную погрузку в размере 3,373 млн тонн, что на 2% меньше, чем в том же периоде 2019 г., что соответствует 104,563 млн тонн в целом за месяц, сообщал ранее источник «Интерфакса». В этом случае годовой показатель составит 1,241 млрд тонн – на 2,9% меньше, чем в 2019 г.

Изначально менеджмент РЖД закладывал в прогноз на 2020 г. рост погрузки на 2,9% с «компенсацией» «недобранных» в 2019 г. 0,4 процентного пункта. Однако негативные макро-факторы потребовали пересмотра ожиданий. С весны компания ориентировалась на годовую динамику в «-5%». В сентябре в материалах РЖД фигурировал прогноз снижения погрузки на 3,5% (а, возможно, и меньше, заявлял генеральный директор монополии Олег Белозёров).

 

Динамика погрузки в течение 2019-2020 г. (по официальным данным РЖД):

янв фев мар апр май июн июл авг сен окт  ноя  дек
2020 г. -4,9% -4%* -5,5% -5,9% -5,4% -4,4% -3,9% -0,8% -0,7% +0,3%  -0,7%  -2% **
2019 г.  +1,6% +0,1% +0,5% -1,9% -3,8% -5,4% +0,0% +0,2% +1%  +1%   -1,7% -2%

* с поправкой на високосный год

** прогноз

В 2021 г. руководство перевозчика ожидает увеличения объемов отправки на 2,5-2,6%. «Мы видим следующий год уже годом достаточно серьезного роста. Не восстановления, а роста. То есть сейчас мы восстанавливаемся и в следующем году должны показать рост», – отмечал глава «Российских железных дорог» в октябре. Полное восстановление объемов грузоперевозок, по его мнению, произойдет в I полугодии 2021 г.