17.12.2020
Коммерсант (С.-Петербург)

Поднебесный локдаун

Санкт-Петербург почти год живет без потока гостей из-за границы. Раньше заметной частью ландшафта города были группы из Китая – в летние месяцы представить себе Эрмитаж или Царское Село без них сложно. В прошлом году Россию посетили почти 2 млн человек из КНР, и около половины из них побывали в Петербурге. 2020 год должен был побить этот рекорд, но пандемия нарушила планы. Корреспондент BG Марина Царева выясняла, что происходит с ориентированным на азиатских гостей бизнесом и как он будет восстанавливаться.

 

Рынок рекордов

Согласно данным Ростуризма, границу с Россией в прошлом году в туристических целях пересекло 1,9 млн китайцев. Больше людей с аналогичными планами в Россию въехало только из Казахстана (3,6 млн человек) и Украины (7,8 млн человек). В случае с Китаем эти данные объединяют два туристических потока: индивидуальный и групповой. Принципиальную роль здесь играет то, что большая часть граждан КНР приезжает в Россию группами – для этого не надо оформлять визу. По межправительственному соглашению о безвизовом въезде жители Китая в составе групп от 5 до 50 человек могут находиться в стране до 15 дней. Таких путешественников, по данным Ростуризма, в 2019 году было 1,2 млн.

У правового центра «Бизнес-решения» – официального российского представителя китайской государственной страховой компании «Чайна Лайф», через которую в обязательном порядке должны страховаться все китайские групповые безвизовые туристы, – цифра другая. По их данным, Россию в 2019 году посетило чуть больше 1 млн организованных туристов из КНР. Расхождения в статистике объясняются экспертами как разными подходами к учету, так и определенными нарушениями со стороны китайских и российских компаний при отправке и обслуживании групп. В начале года российская туристическая ассоциация «Мир без границ», объединяющая почти 200 компаний, работающих с китайским туристическим рынком, сообщала, что в Москве и Санкт-Петербурге побывали около 750 тыс. гостей из Поднебесной. Рост прибытий по сравнению с прошлым годом составил почти 23%.

Увеличение количества китайских туристов видно и по их доле в пассажиропотоке «Сапсана», курсирующего между Санкт-Петербургом и Москвой. Как сообщил BG представитель РЖД, в 2018 году «Сапсанами» воспользовались более 230 тыс. китайских туристов, а в 2019 году – уже 315 тыс. По данным РЖД, это составило около 5% от общего пассажиропотока: в 2018 году высокоскоростные поезда перевезли 5,5 млн пассажиров, а в 2019 году – 5,6 млн. «Спрос на «Сапсаны» рос и в начале 2020 года: с января по февраль их услугами воспользовались 812,3 тыс. пассажиров (+4,5% по сравнению с январем и февралем 2019-го), однако затем из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации пассажиропоток в поездах дальнего следования, в том числе скоростных, начал снижаться. По итогам 11 месяцев «Сапсанами» воспользовались 3,2 млн пассажиров, что на 38% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – рассказали в РЖД.

 

Затянувшаяся пауза

Сейчас объекты, нацеленные на прием групп из КНР, заморозили деятельность: кто-то закрылся насовсем, кто-то свернулся и ждет лучших времен. Корреспондент BG прогулялась по Конюшенной площади, где раньше стояли автобусы с гостями из Поднебесной: сейчас там обычная парковка. В прошлые годы встретить здесь российских туристов, покупающих янтарь или матрешек, было затруднительно. Сейчас большинство объектов на Конюшенной пустует.

Среди пострадавшего ориентированного на иностранцев бизнеса – магазин русских сувениров и подарков «Мир сувениров». Несмотря на относительно свежую новогоднюю роспись на ставнях, стены исторического дома вокруг покрыты неаккуратными граффити. Сайт магазина работает и предлагает скидку в 30% при любом заказе онлайн и быструю доставку по всему миру. Звонок на телефон магазина, который указан на сайте в качестве контактного, на момент подготовки публикации не проходил.

По соседству с магазином располагался ресторан китайской кухни «Вэйдао» – пыльные окна с разводами завешаны плотной черной пленкой, на которой также появились граффити. Контактный телефон ресторана на момент подготовки публикации был недоступен. Рядом с ним находился магазин «Янтарь России» – в его случае многочисленные росписи оказались прямо на витринах. Сайт магазина во время подготовки материала был недоступен.

Среди не работающих на данный момент в Петербурге точек оказалась и сеть ресторанов «Нихао» группы компаний «Хуа Жэнь», действовавшая в городе с 2016 года. Исходя из комментариев на странице «Нихао» в соцсети, дозвониться до заведения нельзя было уже летом. Владельцами управляющей компании «Нихао», которая руководит ресторанными проектами группы, являются выходцы из КНР Ван Линань и Хуан Фушуй. Ранее в разговоре с «Ъ» господин Линань говорил, что около 70% посетителей их заведений составляют русские клиенты: «Оставшиеся 30% приходятся на китайских туристов. Мы не делаем ставку на китайских туристов: они предпочитают быстрое обслуживание и объемные порции по низкой цене». Несмотря на это, закрытым во время пандемии оказался и другой ресторан премиум-класса ГК «Хуа Жэнь» «Москва-Пекин». «По контент-плану нашего SMM-менеджера сегодня мы должны были бы рассказать вам о Международном дне виски, но так уж вышло, что у жизни порой свои планы, предугадать которые невозможно», – сообщается в посте заведения в Instagram от 27 марта, когда работа ресторана была приостановлена. Дата открытия спустя восемь месяцев все еще неизвестна.

«Поток туристов из Китая был самым объемным, но именно за счет объема этот бизнес и жил, так как маржинальность там невысокая: туристические пакеты выверены до копейки. Поэтому часть чисто китайских заведений была закрыта сразу. Формализованность арендных отношений в этой сфере низкая, что позволило операторам прекратить аренду и быстро закрыть заведения. Но существенная часть туристической инфраструктуры в надежде на гостей из других стран и России продолжала работу, – рассказывает эксперт по коммерческой недвижимости Марина Пузанова. – Как только стало известно о тотальном закрытии границ, отмене спортивных, культурных мероприятий, мы увидели более масштабную волну закрытий: например, закрылись или существенно сократили площади даже старейшие сувенирные магазины в исконно туристических локациях. Стало ясно, что выиграл тот, кто свернул бизнес раньше, поскольку по итогу получил меньше убытков: количество российских туристов и их интересы не могут полностью компенсировать бизнесу недостаток потока гостей из-за рубежа».

«Сама структура бизнеса для китайских туристов устроена таким образом, что рынок практически на 95% занят предпринимателями из Китая, – говорит руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин. – Этот бизнес занимается обеспечением всей необходимой инфраструктуры для туристов Поднебесной здесь, в России. Граждане Китая владеют ювелирными магазинами, ресторанами, транспортными компаниями и даже небольшими гостиницами. Также существует интересная бизнес-схема: сувениры, которые туристы хотят купить в России в целом или в Петербурге в частности, они выбирают и оплачивают еще в Китае, получая специальные карточки, по которым в российских магазинах могут забрать тот или иной товар».

Бизнес для китайских туристов, по словам господина Трушина, пострадал во время пандемии точно так же, как туристическая отрасль в целом. «Доход китайских предпринимателей снизился. Однако нужно понимать, что все помещения, особенно сувенирные магазины, находятся у них в собственности. В кризисный период они не получили выручку, однако все сглаживает то обстоятельство, что им и не нужно платить аренду. Пандемия нанесла по этому бизнесу сильный удар, но после восстановления авиасообщения обороты восстановятся до докризисных показателей. Как и раньше, граждане Китая будут активно путешествовать», – считает господин Трушин.

 

В ожидании восстановления

Не все представители туриндустрии смотрят на пандемию только как на источник проблем. Часть игроков рынка склонна думать, что затянувшаяся пауза позволит вывести часть нацеленного на граждан КНР бизнеса из теневого поля – наличие проблем в этой области подтверждается даже расхождением статистических данных.

Некоторым компаниям удалось хотя бы частично переориентироваться на российский рынок. Марина Самородская, генеральный директор туристической компании «Премьера», рассказывает, что несколько лет назад у китайского туриста сильно вырос средний чек, а вместе с ним – и требования к безопасности поездок. «Нам начали приходить новые требования по транспорту, основной пункт – срок использования транспортного средства не более трех-пяти лет. Большой поток китайских туристов позволил нам поменять автопарк и закупить новые автобусы. До пандемии после окончания сезона (с мая по октябрь) мы задействовали новый и безопасный транспорт на перевозку детских групп – в школах как раз начинались осенние каникулы. Это же спасло нас в пандемию. В этом сезоне автобусы были востребованы на экскурсии в Великий Новгород, Псков, Карелию. Весь транспорт до сих пор расписан на каждый день», – делится опытом госпожа Самородская.

Рост рынка китайского туризма в 2018-2019 годы бил все рекорды. По мнению экспертов, восстанавливаться поток из КНР будет недолго: число гостей из Китая быстро вернется к изначальным цифрам, а бизнес – как российский, так и китайский – сможет успешно удовлетворять такие потребности. «Китай как был, так и будет оставаться одним из главных поставщиков иностранных туристов в Россию», – считает управляющий директор группы компаний «Тари Тур» Игорь Кузьмин. Он предполагает, что Китай будет одним из первых рынков, который начнет работать с Россией по въезду. «У туриндустрии будет шанс показать свою эффективность в работе с этим потоком. Наши коллеги из гостиничного, транспортного, музейного, ресторанного сегментов в ближайшее время окажутся в позиции только открывшегося предприятия в период промоушена. Когда на рынок выходит новый объект, обычно он дает привилегии первым покупателям. Здесь тот самый случай, когда после долгого периода ожидания игроки туриндустрии могут войти в рынок на особых условиях и провести верную ценовую и эпидемиологическую политику», – объясняет господин Кузьмин.

Марина Пузанова добавляет, что восстановление инфраструктуры будет зависеть от скорости стабилизации ситуации: «Многие помещения уже сданы в аренду под другие функции, и с возобновлением туристического потока операторам придется заново подбирать локации для размещения бизнеса: скорее всего, будет и дефицит, и рост ставок аренды».

В Смольном настроены оптимистично и ждут открытия границ. Юлия Зайкова, заместитель начальника отдела комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, оценивает количество прибывших в город граждан КНР в 2019 году в 1 млн человек. За последние несколько лет, по расчетам ведомства, средний чек китайского туриста вырос на 20%. «Введение единой электронной визы с 1 января 2021 года будет способствовать увеличению сегмента индивидуальных туристов, которые обладают большей платежеспособностью», – рассчитывает госпожа Зайкова.

На рост чека благодаря электронной визе надеются и представители отрасли. «Электронная виза привлечет к нам тех туристов, которые не очень любят организовываться в группы. Прежде всего это молодежь и деловые платежеспособные люди в возрасте от 35 до 50 лет, – делится ожиданиями госпожа Самородская. – Первая категория по приезде не будет пользоваться услугами дорогих отелей и ресторанов, зато увеличит посещаемость кластеров и локальных выставок. Вторая же относится к сегменту, который все и всегда хотят получить в туризме, потому что эти люди способны с удовольствием тратить деньги на отдыхе. Скорее всего, первыми после открытия границ мы получим именно таких туристов по электронным визам».

Однако не все ждут восстановления потока в том же объеме с одинаковой радостью. Директор государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова отмечает, что музейные институции в 2018-2019 годах испытывали огромный стресс. По статистике, Царское Село посещало около 55% иностранцев, 69% из которых – это граждане КНР. На протяжении 2019 года, говорит госпожа Таратынова, Царское Село работало в режиме сверхвостребованности. «Мы старались принять как можно больше людей, расширив время работы музея до периода с 8 утра до 11 вечера, но сейчас понимаем, что это было неправильным решением. Теперь мы не будем рассчитывать на то, чтобы принять всех. Основная моя цель как руководителя одного из крупнейших музеев в России – это все-таки не обеспечение нужд туристского сообщества, при всем к нему уважении, а сохранение и, может быть, даже приумножение тех уникальных музейных ценностей, арт-объектов, которые волею судьбы оказались в наших руках», – рассказывала она на панельной дискуссии «Мира без границ».

По мнению Джессики Лиу Вайс, заместителя генерального директора международного туристического сервиса Glory Tour (Пекин), восстановление туризма и открытие границ со странами с существенным количеством зараженных начнутся после массового вакцинирования, когда хотя бы половина населения будет привита: «Я думаю, что это произойдет не ранее 2022 года». С этой датой соглашается подавляющее большинство опрошенных BG экспертов.