ИзображениеКапитальный ремонт вокзала Арзамас-1 завершился 25 декабря. Это стало долгожданным подарком жителям и гостям города к Новому году. Каким стал вокзал – в нашем интервью.

Амир Идиятулин, начальник Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов

– Амир Рустамович, здание вокзала Арзамас-1 является памятником архитектуры. Сделайте небольшой исторический экскурс для читателей газеты.

– Железнодорожный вокзал Арзамас-1 открыт в 1901 году с вводом в промышленную эксплуатацию железной дороги, соединившей Арзамас и Нижний Новгород. В июле 1903 года на станцию, именно на этот вокзал, прибыл специальный поезд, который перевозил императорскую семью с Николаем II, совершавшую паломническую поездку в Саровский монастырь.

Вокзал расположен на направлении, соединяющем центр страны с югом. Сегодня он обслуживает пассажиров в трех направлениях дальнего и местного сообщения – Москва, Нижний Новгород, Астрахань, и трех в пригородном сообщении – Муром, Нижний Новгород, Красный Узел.

– С чем была связана необходимость капитального ремонта?

– Вокзалы Арзамас-1 и Арзамас-2 включены в Стратегию развития территорий паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров входит в состав попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей. Закономерно, что такие объекты, как вокзал на станции Арзамас-1, находятся на особом контроле.

ИзображениеКак уже было сказано, вокзал этот является памятником архитектуры. Возраст у него солидный – в следующем году исполнится 120 лет с момента его постройки. Объект требовал ремонта – как снаружи, так и внутри. Сюда прибывают паломники, которые хотят посетить святые места Серафимо-Дивеевского монастыря. И нам необходимо было привести здание в соответствие с современными нормами.

– Учитывая историческую ценность здания, на чем делали акцент при его ремонте?

– Работы велись в соответствии с рекомендациями управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. Это здание – памятник культурного наследия регионального значения, которому при ремонте возвращен исторический облик. Пескоструйной смесью смыта краска с фасада, нанесен специальный состав, который убережет внешний вид здания от природных факторов, от старения. Важно было подчеркнуть историчность здания. То есть сегодня видна кладка, которой 120 лет, та, что использовалась при восстановлении вокзала после взрыва 1988 года, и современная, которой выложен весь цоколь.

– Какие еще работы проводились?

– Подготовка к капитальному ремонту здания вокзала Арзамас-1 началась в 2018 году. Был разработан проект. В 2019 году проведена его государственная историко-культурная экспертиза. Получено разрешение Министерства культуры на выполнение работ. Стоимость ремонта составила 76,977 млн руб.

Отремонтирована кровля, зонакассового блока, заменены охранно-пожарная сигнализация, система оповещения о пожаре. Сейчас вокзал оборудован при-точно-вытяжной вентиляцией с подогревом. В котельной вокзала установлены новые электрокотлы с большим запасом мощности. В самом здании воссозданы исторические рамы и оконные двери из лиственницы. В зале ожидания, как и на вокзале в Нижнем Новгороде, установлены вокзальные диваны из дуба. Причем каждое кресло оборудовано системой зарядки для мобильного телефона. Также есть отдельная зарядная станция. Изюминкой во внешнем облике вокзала стала новая современная подсветка.

Хочу отметить, что еще в 2018 году была отремонтирована пассажирская платформа № 1: асфальтовое покрытие заменено на брусчатку, для маломобильных групп населения уложена тактильная плитка. На самом вокзале установлены портативная индукционная система для слабослышащих пассажиров и билетная касса с пониженным прилавком, обустроен санузел для людей с ограниченными возможностями.

– Очевидно, вы очень тесно взаимодействовали с местной администрацией?

– Сотрудничество с органами местной власти у нас налажено давно. В наших общих планах – развитие транспортно-пересадочных узлов на вокзалах Арзамас-1 и Арзамас-2. Они необходимы для развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». В этом году завершается проектирование, а в следующем уже должно начаться строительство автостанций. Так что уже в скором времени около вокзалов появятся автостанции с разворотными площадками, автобусными платформами.

 

Фото: Виталий Калашник