ИзображениеБолее 550 нарушений правил проезда через переезды было выявлено в минувшем году в границах магистрали. В 10 случаях зафиксированы дорожно-транспортные происшествия, одно из которых привело к гибели человека. Все аварии произошли по вине водителей транспортных средств.

Проблема предотвращения ДТП настолько серьезна, что ВСЖД вынуждена была в конце декабря прошлого года объявить о начале приема конкурсных работ. От жителей Иркутской области и Республики Бурятия железнодорожники ждут действенных идей о том, как лучше организовать проведение профилактических мероприятий по предотвращению нарушений на железнодорожных переездах.

Сегодня на балансе ВСЖД числится 221 переезд, из них 51 находится в черте крупных городов, в том числе 23 – в Иркутске. Из общего количества только 44 обслуживаются дежурными работниками. Впрочем, как показывает практика, нарушения правил проезда там, где дежурят работники РЖД, тоже происходят достаточно регулярно.

Специалисты Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры называют порядка 15 переездов, где дорожно-транспортные происшествия происходят чаще всего.

– Любое дорожно-транспортные происшествие на переезде мы расцениваем как незаконное вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта, – говорит первый заместитель начальника службы пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Сергей Клюшев.

Выступая на круглом столе в газете «Областная», Сергей Николаевич эмоционально высказался о том, что гипотетически существует лишь два радикальных способа решения этой проблемы. Первый – закрыть те переезды, которые больше всех доставляют хлопоты железнодорожникам. Второй – заменить их путепроводами. В реальности же осуществить на практике и то и другое весьма сложно. Потому что закрыть переезд – это излишний радикализм, это люди не поймут, а строить вместо него путепровод часто бывает слишком накладно для бюджета. Стоимость одного такого объекта, по самым скромным подсчетам, превышает миллиард рублей. Изыскать финансовые средства должен хозяин автодороги или соответствующий орган власти: муниципальный, региональный или федеральный – в зависимости от того, кому автомобильная трасса принад- лежит.

В настоящее время в Иркутской области планируется построить всего два таких сооружения на дороге Р-255 «Сибирь» – у села Тулюшка Куйтунского района и у села Шерагул Тулунского района. Причем первый будет сдан не ранее 20 сентября 2022 года, а по второму вообще ничего определенного пока сказать нельзя, поскольку только ведутся переговоры о сроках финансирования.

Несколько путепроводов должны появиться на пересечении магистралей с местными дорогами в районах области, но это тоже пока в далеких планах.

Муниципальная власть в Иркутске сейчас активно ремонтирует старые путепроводы. О строительстве новых сооружений отдельные ее представители могут лишь мечтать.

– Я полагаю, что еще один путепровод областному центру точно бы не помешал, – считает и. о. начальника департамента дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Руслан Батраченко. – Его надо строить в районе улицы Новаторов, чтобы связать «второй Иркутск» с Ново-Ленино. Но, сами понимаете, это лишь досужие разговоры.

Заменить более двух десятков переездов в черте Иркутска путепроводами Руслан Батраченко считает занятием бесполезным: там, где есть оживленные потоки машин, путепроводы через линию железной дороги давно уже построены, а ради благоустройства участков с редким движением автомобилей опустошать городской бюджет незачем. Лучше, полагает он, приложить все силы и добиться того, чтобы водители соблюдали установленные правила пользования переездами.

С последним утверждением, возможно, не согласятся участники профилактической акции «Внимание: переезд!«Они были свидетелями того, как в Иркутске некоторые водители автомобилей смело следовали через переезды под запрещающий сигнал светофора, прямо перед надвигающимся грузовым составом и на виду у полицейских. Совершенно непонятно, какие еще силы смогли бы как-то повлиять на таких людей и убедить их не рисковать своими жизнями и имуществом.

Нерадивых водителей могла бы дисциплинировать практика постоянной видеофиксации их нарушений с последующим привлечением к административной ответственности. Однако за последние 8 лет автоматическими комплексами фото- и видеофиксации (ФВФ) нарушений на ВСЖД в Прибайкалье были оборудованы всего 8 проблемных переездов. Последний появился в 2020 году на 4506-м км участка Бирюсинск – Тайшет. Но только с комплекса в Смоленщине информация поступает в отдел исполнения административного законодательства Управления Госавтоинспекции.

По словам специалистов Дирекции инфраструктуры на ВСЖД, комплексы ФВФ представляют собой уникальное оборудование, которое не специфично для железнодорожников и работников путевого хозяйства. У железной дороги нет специалистов для их обслуживания. Как нет в настоящее время и взаимопонимания с ЦАФАП УГИБДД по проблемам получения информации и поддержки административных ресурсов администраций субъектов РФ.

А тем временем нерадивые автомобилисты, презрев все опасности и наплевав на предупреждающие знаки, продолжают лихо мчать через переезды прямо перед двигающимися поездами. Ни напугать их, ни ударить рублем по карману пока не получается. Остается только воспитывать, пытаясь достучаться до остатков здравого смысла.

 

Фото: Сергей Ринчинов

Александр Ивановский