26.01.2021
Журнал "Эксперт"

Олимпийский Сочи как инвестпроект

Говорить о сроках окупаемости вложенных в Олимпийские игры 1,5 трлн рублей еще рано. Но инфраструктура, созданная на эти деньги, уже существенно повлияла на развитие Сочи как города и как курорта. Город активно привлекает не только туристов, но и людей, желающих в нем поселиться.

Какими были Сочи и прилегающая к нему территория до Олимпиады? Во-первых, энергодефицитными – город обеспечивал только 25% электроэнергии, остальную долю закрывали соседние регионы. Мэр Сочи Анатолий Пахомов в интервью «Эксперту ЮГ» вспоминал, как песня «В городе Сочи темные ночи» долгое время была символом электроснабжения города. Во-вторых, неудобными для въездного потока – все виды транспорта (воздушный, железнодорожный, автомобильный) никак не были между собой связаны, не было никаких развязок. В-третьих, крайне неудобными для жителей самого города: Сочи рос и уже не справлялся с внутренним автомобильным потоком, а строительство дублера Курортного проспекта муниципалитет сам бы не потянул. В-четвертых, Сочи считался грязным городом, у него не было эффективной системы утилизации отходов ТБО. Он не справлялся с сильными дождями: строительство коллекторов было туманной перспективой. Из-за отсутствия очистных сооружений Сочи ассоциировался с грязным морем.

И это был главный курорт страны, принимающий летом до миллиона туристов. Если бы не олимпийская стройка, Сочи, как большинство российских городов, десятки лет залатывал бы городские проблемы. В какой-то степени олимпийская стройка – это большой урбанистический проект. Созданная инфраструктура стала главным олимпийским наследием, подготовившим почву для других изменений – появления зимнего туризма, улучшения условий для традиционного летнего миграционного потока в город.

800 миллиардов только на дороги

Почти 80% средств от олимпийской сметы – это расходы на инфраструктуру – дороги, газопроводы. Инфраструктура – это главный инвестиционный проект Олимпиады, по своему постолимпийскому значению он куда выше стадиона «Фишт» и Сочи-парка.

Один из самых затратных инфраструктурных проектов – строительство новой трассы, соединяющей Адлер и горнолыжный кластер Красная Поляна в едином техническом коридоре железной и автомобильной дороги. Ее протяженность составила 48 км. На совмещенной дороге было построено 14 тоннелей общей длиной 26,5 км, в том числе 10,3 км железнодорожных, 6,7 км – автомобильных, 9,5 км – штольни, 40 автодорожных и 37 железнодорожных мостов и эстакад общей протяженностью 35 км. Трасса съела около 285 млрд рублей общего бюджета. До Олимпиады к сочинским горам можно было добраться только по старому автомобильному шоссе без тоннелей и мостов, где постоянно бывают камнепады и лавинные сходы.

РЖД в преддверии Олимпийских игр построили и реконструировали 200 км железнодорожных путей. Была построена железная дорога из аэропорта Сочи в город, реконструирована линия Туапсе – Адлер, что увеличило ее пропускную способность с 54 пар поездов в 2008 году до 70 пар в 2011 году, а время следования сократилось на 40-50 минут. Всего на протяжении 103 км дороги дополнительно построено 30 км железнодорожного полотна. РЖД создали новые современные станции на дороге Адлер – Красная Поляна. Всю транспортную инфраструктуру и горного кластера, и морского кластера Сочи объединил мультимодальный терминал вокзала в Адлере – крупнейший на Черноморском побережье транспортно-пересадочный узел площадью более 23 тысяч кв. м и пропускной способностью 15 тысяч пассажиров в час. Рядом с терминалом РЖД – аэропорт и автовокзал. Вклад РЖД в олимпийскую стройку оценивается в 359,1 млрд рублей с учетом адаптации к маломобильным группам населения и запуска в Сочи скоростных электропоездов «Ласточка».

Вклад «Росавтодора» в инфраструктуру Сочи не заканчивается трассой в Красную Поляну. «Росавтодор» построил двухуровневую развязку «Аэропорт», дублер Курортного проспекта в Сочи, шесть автомобильных развязок на территории Большого Сочи. Бюджет всех проектов – 161,2 млрд рублей.

Бездифицитный город

«Газпром» построил Адлерскую ТЭС мощностью 360 МВт и стоимостью 28 млрд рублей. По данным госкомпании, ко времени принятия решения о строительстве Адлерской ТЭС Большой Сочи являлся энергозависимой территорией. Его электростанции обеспечивали только 25% потребляемой электроэнергии, и это еще до ввода в эксплуатацию олимпийских объектов. Чтобы питать новую ТЭС, был построен газопровод «Джубга – Сочи» протяженностью 171,6 км и стоимостью 31 млрд рублей.

Власти Краснодарского края и муниципальные власти Сочи инвестировали в городскую инфраструктуру. За период подготовки к Олимпиаде были построены новый коллектор и система ливневой канализации, очистные сооружения, водозаборы, дороги муниципального назначения, полигоны ТБО, на модернизацию городской инфраструктуры было потрачено 169,1 млрд рублей.

Прямые расходы на проведение Олимпийских игр в Сочи, по данным Счетной палаты РФ, составили 324,9 млрд рублей, из которых 221 млрд – частные инвестиции. В этой парадигме Олимпийские игры в Сочи даже заработали – доходы от проведения Игр составили 85,4 млрд рублей, что вдвое больше изначального плана. Заработать столько позволили национальные маркетинговые партнеры, потратившие на Олимпиаду 33,6 млрд рублей.

В рейтинге устойчивости городов юга России-2017 аналитического центра «Эксперт ЮГ» Сочи занимает четвертое место вслед за тремя южными городами-миллионниками, к которым мы уже причисляем Краснодар. После 2014 года все ждали резкого замедления развития города. И действительно, по результатам олимпийского года Сочи получил резкую миграционную убыль – 7,8 тысячи человек. Но уже в 2015 году показал миграционный прирост – 10,4 тысячи человек, в 2016-м – плюс 8 тысяч. А естественный прирост здесь один из самых высоких в ЮФО – плюс 4,5 человека на тысячу в год. При этом Сочи – абсолютный лидер по обороту общепита – более 7 млрд рублей в 2016 году. В Краснодаре, для сравнения, 4 млрд. Олимпийские стройки толкнули город на траекторию роста, и сегодня ясно, что его потенциал далеко не выбран.