09.02.2021
Газета "Коммерсантъ"

Правила игры

«Зеленые и социальные» (ESG) аргументы все больше проникают в жизнь российского бизнеса, но иногда причудливыми путями. Так, например, ОАО «РЖД» пытается улучшить с их помощью доходную структуру грузопотока, ссылаясь на то, что перевозки угля портят монополии конъюнктуру ESG облигаций.

«Не все фонды готовы покупать такие бумаги, если вы вводите большой удельный вес в углеводородных грузах, – пояснял на днях первый зам. гендиректора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. – Это не означает, что не надо их возить. Этому надо просто дать правильную оценку, понимая, что в перспективе это может стать серьезной проблемой». На вопрос, как ОАО «РЖД» компенсирует утрату таких грузов (на уголь в 2020 году приходилось 28,4% погрузки), он ответил, что при этом вырастет доходная ставка.

ОАО «РЖД» выпустило дебютные зеленые облигации в 2019 году, социальные – в конце 2020 года. И почти сразу же глава монополии Олег Белозёров сообщил: она получила записку от крупного международного фонда, который не может купить бумаги, как бы ему ни хотелось, поскольку больше 50% грузооборота ОАО «РЖД» приходится на карбоновый груз.

Так у монополии появился новый аргумент в пользу сокращения перевозок энергетического угля, относящегося к низкодоходной категории грузов. Ранее приводилась масса других доводов: и что из-за замещения углем более дорогих грузов деградирует доходная база компании, и что уголь не пускает на востребованный Восточный полигон другие товары, и что кузнецкий уголь не дает вывезти на Восток исходно учтенные в планах ОАО «РЖД» объемы с новых месторождений восточнее Кузбасса.

Означает ли все это, что монополия действительно собирается прекратить возить уголь? Сомнительно. Резкое увеличение тарифной нагрузки на угольщиков также вряд ли рассматривается – во всяком случае, на постоянной основе, – учитывая важный социальный аспект занятости шахтеров, а также высокий административный ресурс и угольных регионов, и угольного лобби. Доводить до «касочного кризиса» никто не будет.

Могу предположить, что целевая аудитория «антиугольных» заявлений ОАО «РЖД» – правительство.

Некоторое время назад оно даже заговорило о субсидиях на транспортировку угля. ОАО «РЖД» в один голос с угольщиками расхваливало эту идею, и неудивительно: в такой конструкции ему не придется субсидировать перевозку угля за счет собственных тарифных доходов – читай, других видов грузов. Однако пока официальных решений по этому вопросу не было. Что в целом не должно быть поводом для ОАО «РЖД» ослаблять натиск. Тем более в таком продвинутом поле, как ESG.

 

Скорлыгина Наталья