26.02.2021
"Транспорт в России"

Инвестиции в «бутылочное горло»

Почему запаздывает первый этап модернизации Восточного полигона.

На совещании о параметрах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД», которое прошло в декабре 2020 года, Президент России особое внимание обратил на важность модернизации Транссиба и БАМа – магистралей, играющих ключевую роль в организации внутренних и экспортных перевозок. Средства, выделенные на эти цели, должны быть обязательно использованы.

 

Инфраструктурные накладки

Растущее значение Восточного полигона привело к разработке комплексного инвестиционного проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа с развитием пропускных и провозных способностей, первый этап реализации которого планируется завершить в 2021 году.

Напомним, что БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями – через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Сложный профиль пути и непростые климатические условия вынуждают задействовать на отдельных участках локомотивы подталкивания. На таких «узких местах» в 2020 году в границах ВСЖД в постоянную и временную эксплуатацию был введен 31 инфраструктурный объект. Благодаря этому сразу несколько участков БАМа в два раза повысили свои пропускные способности. Среди них разъезды Гарбилка, Березовый, Нарьянга и Молчан. К примеру, ввод в эксплуатацию нового разъезда Нарьянга дал возможность одновременно принимать встречные поезда, обеспечив увеличение пропускной способности участка Таковка – Небель с 22 до 40 пар грузовых поездов.

В условиях пандемии деньги на новые инфраструктурные проекты найти крайне непросто. Решить проблему увеличения провозной способности БАМа поможет проект строительства второй ветки Северомуйского тоннеля. Ранее предполагалось, что данная инициатива будет реализована на условиях ГЧП. Но в настоящий момент проектная компания «Северомуйский тоннель-2», учрежденная группой «Сибантрацит», все работы свернула на неопределенный срок.

Еще одной проблемой может стать необходимость обеспечения БАМа электроэнергией, напомнил генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов. Данный вопрос можно решить только за счет серьезной финансовой поддержки со стороны государства.

 

Во главу угля

В последнее время эксперты стали пересматривать свои оценки перспективной грузовой базы БАМа и Транссиба в сторону увеличения. Правда, пока основной грузовой номенклатурой на Восточном полигоне остается уголь, рентабельность перевозок которого сохраняется лишь за счет субсидирования тарифа со стороны государства. Ситуация усугубляется тем, что с падением потребления электроэнергии на фоне мировых локдаунов цены на энергетический уголь в Европе резко снизились, что усугубило тенденцию последних лет к развороту грузопотока в восточном направлении. При этом многие европейские страны и без того отказываются от угля в пользу альтернативных источников энергии. Таким образом, негативная рыночная конъюнктура привела к тому, что российские угледобывающие предприятия все чаще стали сталкиваться с трудностями вывоза продукции в страны АТР по железной дороге.

В расширении магистралей заинтересованы прежде всего и зарубежные партнеры. Так, с начала 2021 года одна из крупных японских транспортно-логистических компаний начинает использовать Транссибирскую магистраль для доставки грузов из Японии в Европу. Первый этап транспортировки предполагает использование паромного сообщения между Тоямой и Владивостоком. Затем контейнеры будут перегружать на железную дорогу, по которой они отправятся в терминал в польском городе Познань.

Другим важнейшим стратегическим партнером для нас на ближайшие десятилетия будет оставаться Китай. Тот же ажиотаж на экспортном угольном рынке можно объяснить введением запрета на импорт австралийского угля со стороны КНР. Очевидно, что хотя бы частично заместить на китайском рынке более 70 млн тонн австралийского угля, нарастив добычу в России, не позволят именно провозные мощности железных дорог.

В 2021 году финансирование проекта по развитию инфраструктуры Восточного полигона составит порядка 134 млрд руб. Несмотря на пересмотр Правительством РФ ряда других проектов инвестпрограммы ОАО «РЖД» в конце 2020-го, финансирование развития инфраструктуры БАМа и Транссиба решено сохранить на прежнем уровне, что лишний раз подчеркивает исключительную важность строительства данных объектов для национальной экономики.

Артем ОЗУН, обозреватель "ТР"