02.03.2021
Газета "Гудок"

Беспилотный интернационал

ИзображениеПерспективы развития беспилотных технологий на железнодорожном транспорте России и Евросоюза обсудили в пятницу на совместной международной онлайн-конференции Европейской ассоциации производителей железнодорожной техники UNIFE и российского НП «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ).

В конференции приняли участие около 200 специалистов, в том числе представители крупнейших машиностроительных компаний РФ и ЕС, эксперты из отраслевых НИИ и ОАО «РЖД». Участники мероприятия поделились результатами исследований в сфере беспилотного вождения поездов и сошлись во мнении, что за такими системами будущее железных дорог.

Как ранее сообщал «Гудок», на Московском центральном кольце в 2022 году планируется реализовать проект беспилотного режима ведения поездов. Ожидается, что до конца 2021 года на этом маршруте поезд третьей степени автоматизации будет запущен в эксплуатацию. Он будет оснащен системами удаленного управления и системой позиционирования на местности.

Напомним, автоматизация управления поездом делится на четыре степени. При первой участие машиниста в ведении локомотива остается необходимым. Вторая степень подразумевает сочетание автоведения поезда и работы машиниста. При третьей степени машинист может находиться в кабине локомотива, но поезд движется без его участия, используя техническое зрение. Четвертая степень – полностью беспилотное управление поездом.

Для того чтобы запустить полностью беспилотное движение, необходимо создать соответствующую нормативную основу. Как сообщила «Гудку» заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Лариса Никольская, анализ нормативной базы прямых запретов на эксплуатацию железнодорожного подвижного состава в автоматическом и дистанционном режимах не выявил. «Вместе с тем косвенные ограничения для возможности реализации беспилотного движения содержатся в действующей редакции ПТЭ и в Положении о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий», – говорит Лариса Никольская. По ее словам, рабочая группа ОАО «РЖД» подготовила и направила в Минтранс проекты соответствующих приказов о внесении изменений в вышеуказанные документы.

Применение беспилотных технологий возможно и в промышленном секторе, отметил президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович. Перспективным представляется также оснащение технологиями автоматического управления поездов (АУП) тяжелой путевой техники для текущего содержания и капитального ремонта пути.

Разработки в области АУП ведутся в России с 2015 года, когда был реализован первый проект по созданию беспилотного локомотива, напомнил участникам конференции заместитель генерального директора АО «НИИАС» Павел Попов. В 2019 году беспилотные технологии были протестированы на пригородных поездах, оснащенных системами технического зрения и дистанционного управления.

В ходе предстоящих опытных поездок специалисты НИИАС определят, какие сложности могут возникнуть на пути беспилотного поезда. По словам Павла Попова, одной из главных задач является разработка системы распознавания препятствий на пути поезда. В ходе ее тестирования уже выполнено 113 испытаний, удалось достигнуть распознавания объектов на пути поезда на расстоянии до 700 м. В перспективе расстояние видимости планируется увеличить до 1 км.

Как отметил Павел Попов, применение глобальной системы спутниковой навигации и спутниковых карт высокого разрешения позволит обеспечить режим удаленного управления поездом.

В АО «Трансмашхолдинг» создан специализированный центр, который занимается разработкой автономных локомотивов, центр машинного зрения, а также центр компетенций в Иннополисе (Татарстан). Совместно с АО «НИИАС» компания разрабатывает технологию виртуальной сцепки, которая с прошлого года уже применяется на 440 поездах. Как сообщил управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления АО «Трансмашхолдинг» Андрей Романчиков, в этом году началось внедрение системы машинного видения на частных железнодорожных линиях. Беспилотные технологии прорабатываются также в центре компетенций в Иннополисе и в этом году будут внедряться в метрополитене Казани.

Генеральный директор UNIFE Филипп Ситроен на конференции отметил плодотворный характер сотрудничества европейских и российских разработчиков системы АУП. «Наши усилия направлены на совершенствование технологии АУП, которая станет важнейшим инструментом для операторов магистральных железнодорожных сетей», – сказал он.

Исполнительный директор европейской технико-технологической инициативы Shift2Rail Карло Боргини заявил, что автоматизация железнодорожных перевозок в Европе существенно снизит выбросы вредных веществ в атмосферу. Кроме того, технологии АУП открывают новые возможности за счет сокращения региональных авиаперелетов и ускорения региональных пассажирских и грузовых поездов. Чтобы обеспечить технологическую независимость железнодорожных коммуникаций, участники Shift2Rail разрабатывают систему спутниковой навигации и новую технологию поддержания связи, внедрить которую планируется к 2025 году.

По мнению старшего менеджера программы по беспилотным технологиям французской машиностроительной компании Alstom Бенойта Бьенфайта, одно из существенных преимуществ технологии АУП – нивелирование стиля вождения поездов машинистами, что ведет к сокращению опозданий поездов с 25 до 15%, а также интервалов движения. Исследования показали, что при использовании АУП экономия энергии составит до 15% при движении пригородных поездов и до 42% на межрегиональных маршрутах. Специалисты Alstom начали работы по созданию оборудования для беспилотного управления поездом третьей и четвертой степеней, оборудование протестировано на стендах. Его испытания планируется провести на железных дорогах Германии, Чехии, Нидерландов и Франции в следующем году.

На конференции представители UNIFE и ОПЖТ договорились встретиться в августе в Москве, чтобы обсудить вопросы стандартизации и формирования нормативно-правовой базы беспилотного управления на железнодорожном транспорте.

 

Фото: Сергей Гусев, пресс-служба ОАО «РЖД»

 

Дмитрий Попов