10.03.2021
Газета "Российская газета"

Колея в колее

На Среднем Урале расположена уникальная железная дорога.

У жителей Урала есть возможность прокатиться по самой длинной узкоколейке в России. Сегодня ее протяженность – 177 километров, а в момент расцвета, в 1960-1970-е годы, было целых 620.

Несмотря на почтенный возраст в 123 года, Алапаевская узкоколейка – действующее предприятие: 15 тепловозов, 14 пассажирских вагонов и около 300 грузовых. В трех депо трудятся 100 человек, обслуживают три маршрута: Алапаевск – Санкино, Санкино – Калач и Алапаевск – Синячиха. В год перевозят до 20 тысяч пассажиров.

Эта необычная магистраль на 16 лет старше своей ширококолейной «сестры». У них разные вокзалы, но пути несколько раз пересекаются.

Особенно впечатляет «трехнитка» на городском переезде, где узкая колея вписана в широкую. Хотя прокладывали «малышку» изначально для того, чтобы возить грузы, внешне не найти отличий от обычной железнодорожной линии, только вагончики меньше по размеру. Еще одна особенность дороги – по ней ходит единственный православный узкоколейный вагон-храм.

– Таких узкоколеек с пассажирским движением, как наша, в России больше нет, да и в мире, пожалуй, тоже. Они все по 5-11 километров. Создавалась дорога, чтобы доставлять древесный уголь с Алапаевских дач на три металлургических завода, – рассказывает директор Алапаевской узкоколейной железной дороги (АУЖД) Олег Булатов. – 750-миллиметровая колея легкая, для движения по болотам она удобнее и дешевле, чем 1520-миллиметровая. Под ту надо укладывать основание, подсыпать щебень, проводить выторфовку (вынимать и вывозить торф).

Для кого-то узкоколейка – просто туристический объект, а для жителей лесных поселков – единственное средство связи с большим миром.

– Электричество дают по часам, Интернет недоступен. Когда-то это были узловые станции Ельничное, Сосновка, Маевка. Сегодня многие почти перестали существовать, – рассказывает директор музея истории АУЖД Екатерина Файзулина. – Самая отдаленная действующая станция – Калач – расположена в 145 километрах от Алапаевска, там всего девять жителей. Поезд ходит два раза в неделю, в Санкино составы стыкуются и обмениваются пассажирами.

От Алапаевска до Санкино ехать примерно пять с половиной часов, до Калача – восемь. Вагоны сидячие (с жесткими скамейками, как в старых электричках) или плацкартные (на 16 мест, полки только боковые). Небольшие группы туристов имеют возможность покататься в «мягком» – железнодорожники установили диванчики. Правда, проход остается совсем узкий.

Туристов в основном возят в субботу днем до Верхней Синячихи, где находится памятное место «Императорского маршрута» – шахта Межная.

Вообще-то сюда легче добраться по автотрассе – всего-то 19 километров, но узкоколейкой гораздо романтичнее. Для путешественников подготовили мини-брендированный состав со шторками на окнах и портретами членов царской семьи на стенах. Он домчит до пункта назначения за 1 час 10 минут. Быстрее не получится: по узкой колее нельзя развивать скорость свыше 30 километров в час. По словам научного сотрудника музея Ирины Ноговициной, пассажирам в дороге предлагают выпить чаю с фирменными булочками, сшить тряпичную игрушку, посмотреть исторический фильм или спеть под караоке.

Сам музей, в котором пять залов, тоже необычен. Во-первых, он расположен на втором этаже действующего электроцеха. Когда-то в цех поднимали кран-балкой детали для ремонта, теперь бывший промлифт закрыли стеклом. Гид дергает язык настоящего станционного чугунного колокола. Один удар означает прибытие состава, два удара – пять минут до отправления, три удара – поезд трогается.

Еще один удивительный экспонат – электрожезловый аппарат системы Трегера. Он помогал избежать столкновения двух составов на перегоне. Чтобы извлечь металлический жезл, его надо прогнать по «лабиринту» к поворотному устройству, помеченному звездой, и повернуть диск на 90 градусов. Раньше перед отправлением поезда дежурный по станции звонил коллегам на следующую.

Если они были готовы к приему состава, крутили ручку индуктора. Ток по проводам поступал в электрожезловый аппарат и разблокировал замок. Дежурный вынимал жезл и вручал машинисту, тот на станции прибытия передавал его другому дежурному. Вытащить сразу несколько жезлов из аппарата невозможно, а суммарно в двух их всегда должно быть четное количество.

Екатерина Файзулина берет в руку странную металлическую петлю с длинной ручкой, немного похожую на сплющенную ракетку без сетки.

– Если состав не мог полностью остановиться, допустим груженый, машинист сбрасывал скорость до пяти километров в час. Дежурный по станции брал этот жезлоподаватель, вставлял жезл в пружинный держатель. Машинист вытягивал руку в окно, хватался за петлю, быстро вынимал жезл и выкидывал назад жезлоподаватель с жезлом от предыдущего перегона, – объясняет она предназначение предмета.

Не менее впечатляет уличная экспозиция – товарные вагоны и снегоочистители путей с деревянным кузовом. Этакие прапрадедушки нынешних.

 

Кстати

Посещение музея АУЖД и поездки по узкоколейке до Верхней Синячихи начали включать в некоторые туры, например в «Императорский маршрут» Екатеринбург – Алапаевск. Но тем, кто желает по-настоящему оторваться от цивилизации, можно приехать в Алапаевск самостоятельно электричкой либо на машине, перебраться с одного железнодорожного вокзала на другой и купить билет до Калача или Санкино. Вокзал и музей АУЖД расположены на улице Бочкарева, 73. Стоимость поездки невысокая – от 26 до 112 рублей в жестком вагоне, в плацкарте – от 44 до 160. За организованную экскурсию с гидом и обедом с вас попросят уже 600-700 рублей. Посещение музея – по предварительной записи.

Кроме того, для любителей экстрима местные жители организуют мини-туры на «пионерках»: самодельных мотодрезинах, на которых передвигаются от одной лесной деревни до другой. Записаться на них можно в соцсетях.

Швабауэр Наталия