17.03.2021
Газета "Гудок"

Уголь отправляют на восток

ИзображениеВ минувший понедельник на совещании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока обсуждалось увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. По итогам мероприятия премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил правительству совместно с ОАО «РЖД» подготовить детальный план по развитию Восточного полигона с учетом увеличения объема вывоза угля на восток до 195 млн тонн к 2025 году.

Во вступительной речи председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что в течение ближайших четырех лет необходимо расширить БАМ и Транссиб, проложить новые пути и усилить энергоснабжение железнодорожных магистралей, создать современные объекты инфраструктуры для обеспечения перевозок.

«Объем финансирования на эти цели в ближайшие три года составит около 780 млрд руб.«, – сказал он.

По итогам совещания Михаил Мишустин дал поручение Правительству РФ совместно с ОАО «РЖД» разработать план увеличения пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке. В число возможных источников финансирования будет включен Фонд национального благосостояния, сообщил в понедельник ТАСС.

При этом, по данным ТАСС, план должен быть разработан с учетом инициативы главного исполнительного директора «Роснефти», занимающего также должность секретаря президентской комиссии по Топливно-энергетическому комплексу, Игоря Сечина.

Глава «Роснефти» предлагает обеспечить вывоз 195 млн тонн угля в год на восток к 2025 году, говорится в письме Игоря Сечина президенту РФ Владимиру Путину, на которое ссылается «Коммерсантъ».

Стоит отметить, что согласно установленным правительством показателям Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), первый этап развития Восточного полигона БАМа и Транссиба предусматривает увеличение в 2021 году провозной способности этих магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 144 млн тонн в год. Реализация второго этапа позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн тонн в год до 2024 года. При этом документ предполагает вывоз не только угля, но и других номенклатур.

По данным газеты «Коммерсантъ», также Игорь Сечин в письме предупредил президента об угрозе потери рынков Азиатско-Тихоокеанского региона из-за «ревизии и торможения» решений о расширении экспорта угля в Азию.

Глава «Роснефти» написал, что сейчас экспортные потоки угля направляются в порт Тамань в Краснодарском крае, вместо того чтобы идти на рынки Азии. При этом ставки перевалки в Тамани достигают $17–18 за тонну – «более чем в полтора раза больше», чем в Ванино, однако это «не отвечает задачам развития российской угольной промышленности, а также экономически неоправданны». В итоге Россия может потерять долю на угольных рынках в Азии, написал он главе государства.

Несмотря на невыгодные, по мнению Игоря Сечина, условия, угольщикам приходилось вывозить топливо через Тамань из-за сформированного Минэнерго РФ плана экспортных перевозок угля железнодорожным транспортом в восточном направлении, который учитывает объемы отгрузки не только на восток, но и на другие направления, в том числе в морские порты Азово-Черноморского бассейна.

«Коммерсантъ» также сообщает, что Владимир Путин, прочитав письмо, поставил на нем резолюцию «согласен» и поручил правительству разобраться с вопросом.

Отметим, что «Роснефть» с 2002 года не контролирует напрямую ни один угледобывающий актив, хотя в прошлом году СМИ сообщали о планах компании построить портовые мощности для перевалки угля на Таймыре.

В Минэнерго на запрос «Гудка» не ответили.

Как ранее сообщал «Гудок», генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина 6 марта заявил, что холдинг в кратчайшие сроки представит поквартальные планы по второму этапу расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Также РЖД планируют сформировать программу развития Восточного полигона до 2030 года.

«Компания активизировала разработку и утверждение второго этапа проекта развития БАМа и Транссиба. Сейчас мы в кратчайшее время представим поквартальный план для организации регулярного мониторинга в соответствии с вашим поручением», – заметил он.

 

Фото: Максим Каширин, пресс-служба ОАО «РЖД»

 

Ксения Потаева