07.04.2021
Газета "Волжская магистраль" (Горьковская железная дорога)

Пластик – в благотворительность

ИзображениеГенеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров объявил 2021-й в компании Годом экологии. В его рамках компания начнет вводить новые технологии, призванные защитить природу и сохранить окружающую среду. О том, какие мероприятия намечены на Горьковской магистрали в рамках этого года, – в сегодняшнем интервью.

Юрий Большаков, начальник Центра охраны окружающей среды ГЖД

– Юрий Николаевич, каковы итоги реализации экологической стратегии в 2020 году?

– Нам удалось снизить общий объем выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников по полигону ГЖД. Он сократился на 329,039 тонны, или на 11,2%. Можно сказать, что годовое задание компании на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух мы выполнили. Добиться таких результатов смогли благодаря реализованным энергоэффективным мероприятиям. Основной вклад внесла Дирекция по тепловодоснабжению. Из эксплуатации были выведены три угольных котельных на станции Сергач и котельная ВЧД Владимир.

– Какие экологические мероприятия прошли в прошлом году?

Изображение– На Горьковской дороге уже стали традиционными природоохранные акции. Например, «Час земли», «Зеленая весна» и «Зеленая пятница». Благодаря таким мероприятиям в 2020 году на ГЖД удалось снизить потребление электроэнергии более чем на 48 тыс. кВт∙ч, топливно-энергетических ресурсов – на 40 тонн. В результате число выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сократилось на 5,5 тонны!

Очень важная акция 2020 года прошла в честь железнодорожников-участников Великой Отечественной войны – «Лес Победы». Тогда было высажено 706 деревьев. А всего за год – 22 542.

В прошлом году работники нашей дороги принимали участие во Всероссийском экологическом диктанте. Это был для нас отличный опыт, и надо признать, что мы достойно показали уровень своей экологической грамотности.

– Как проходит экологическое просвещение подрастающего поколения на магистрали – юных железнодорожников?

– Это очень важное направление нашей работы. С 2016 года на территории Горьковской железной дороги реализуется социально-образовательный проект «Эколята – молодые защитники природы». Юные железнодорожники ДЖД Нижнего Новгорода и Казани в прошлом году приняли участие в Международном детском творческом конкурсе по экологии «Здоровье планеты? В моих руках! – 2020». Воспитанница нижегородской ДЖД Гулзина Баймурзаева заняла второе место в конкурсе на лучшую поделку «Наши друзья – эколята».

В прошлом году ДЖД Нижнего Новгорода стала победителем в международном проекте «Экологическая культура. Мир и согласие». В этом же конкурсе приняли участие и юные железнодорожники – эковолонтерский отряд «Эко-Экспресс» ДЖД в Казани.

– Юрий Николаевич, расскажите о планах Центра охраны окружающей среды на этот год, какие масштабные мероприятия запланированы к реализации в 2021-м?

– Во-первых, мы должны снизить количество выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников от уровня 2020 года. У каждой дирекции – он свой. У ДТВ – 3,0%, ДРП – 1,0%, ДИ – 0,7%... Это возможно только при оптимизации или переводе источников воздействия на окружающую среду на более экологичные технологические процессы.

Так, в 2021 году запланирована разработка проектной документации на внедрение теплофикационных установок станции Канаш, использующих в качестве топлива старогодные деревянные шпалы, непригодные для повторной укладки в путь. Реализация проекта позволит закрыть мазутную котельную на станции Канаш Горьковской дирекции по тепловодоснабжению и вовлечь в производственный процесс весь объем деревянных шпал, которые не пригодны для укладки в путь. А это более 130 тыс. штук в год. Также запланирована разработка проектной документации в текущем году по переводу семи котельных на более экологические виды топлива – природный газ – на станциях Агрыз, Балезино, Вязники и Ильино.

Важным пунктом в стратегии стоит снижение сбросов недостаточно очищенных сточных вод в водный объект на 3% в целом по ОАО «РЖД». Для его реализации мы запланировали ввод в эксплуатацию новых очистных сооружений на станции Вековка. Этим мероприятием мы сможем снизить в 2021 году сбросы на 60%. Технологическое решение по очистке сточных вод достаточно новое. Оно осуществляется с помощью мембранного биореактора. Сегодня это одно из наиболее перспективных технических решений для биологической очистки сточных вод.

– Каков принцип его работы и чем он отличается от своих предшественников?

– Эта инновационная технология имеет существенные отличия от классической системы, которая более затратна и требует большего внимания обслуживающего персонала. Она подразумевает наращивание биологически активного ила на ершах в аэротентах, их отстой, сбор и дальнейшую транспортировку на другие очистные сооружения.

Мембранный биореактор сочетает в себе процессы микрофильтрации и ультрафильтрации. Мембраны способны пропустить через себя только молекулу воды. Они служат в качестве барьера, дающего возможность очищать воду от содержащихся в ней загрязнений, таких, как микроорганизмы активного ила. Дальше идет обеззараживание воды ультрафиолетом. Данная система позволяет удаленно мониторить качество стоков.

Внедренное оборудование позволит очищать сток до нормативов рыбохозяйственного водоема. В начале апреля закончатся пусконаладочные работы. После этого сооружения должны заработать в полную силу. На сети такое оборудование есть только у нас.

– Уделяется ли внимание на дороге селективному сбору отходов?

– Сегодня раздельный сбор отходов – важное направление развития экологических проектов компании. На крупных вокзалах нашей магистрали установлены специальные контейнеры для раздельного сбора мусора. По итогам прошлого года полигон дороги собрал 65 098 тонн отходов. Из них 62 388 тонн бумаги, 2510 тонн пластика. Это на 5,6% больше к уровню 2019 года.

Сейчас решается вопрос об установке таких контейнеров на поездах дальнего следования. Также в наших планах – установка спецконтейнера для сбора пластиковых крышек на привокзальных площадях крупных станций дороги. Здесь хорошим примером для нас послужил опыт ижевских железнодорожников. Там в рамках проекта «Ижевская крышечка» было собрано 2500 кг пластиковых крышек. А полученные от переработки пластика деньги перечислены на счет благотворительного фонда.

– Что запланировано по экологическому просвещению пассажиров?

– Намечены мероприятия по взаимодействию с министерствами природных ресурсов субъектов России. В их числе агитация на объектах железнодорожной инфраструктуры: на вокзалах, в скоростных поездах и поездах дальнего следования. Это показ видеофильмов о национальных парках, заповедных территориях, которые расположены на территории действия ГЖД. На ряде вокзалов пройдут выставки детских рисунков в рамках экологических конкурсов. Необходимо доводить до нашего населения, что беречь природу – наша общая важная задача.

 

Беседовала Вера Гараева