26.04.2021
ИА "Интерфакс"

Трансконтейнер рефинансировал кредитную линию Сбербанка, расширив лимит обязательств и продлив их

ПАО «Трансконтейнер» подписало со Сбербанком договор об открытии кредитной линии с лимитом 45 млрд руб., следует из сообщения железнодорожного оператора.

Контракт датирован 23 апреля. Средства привлекаются на срок до 9 июня 2027 г. включительно. Стоимость обслуживания – плавающая, в пределах «ключевой ставки Банка России + 2% годовых». Проценты уплачиваются ежеквартально. Максимальная цена договора – почти 60,8 млрд руб. Это 58,7% от стоимости активов оператора по состоянию на конец I квартала 2021 г. (она оценивалась в 103,55 млрд руб.).

Представитель группы «Дело» (владеет «Трансконтейнером») заявил «Интерфаксу», что фактически речь идет о рефинансировании предыдущей кредитной линии Сбербанка с увеличением лимита на 5 млрд руб. «для собственных нужд» и пролонгацией на 5 лет.

В конце декабря 2020 г. оператор заключил со Сбербанком договор о кредитной линии лимитом 40 млрд руб. на срок до 9 июня 2022 г. включительно. По ней предусматривалась такая же плавающая ставка – не более ключевой + 2% годовых, с ежеквартальными платежами. Максимальная сумма контракта составляет 43,6 млрд руб. (48,7% от стоимости активов на конец III квартала 2020 г.).

«Дело» Сергея Шишкарева приобрело контрольный пакет «Трансконтейнера» (50% + 2 акции) у «Российских железных дорог» за 60,3 млрд руб. в декабре 2019 г. В капитал холдинга при этом вошла государственная корпорация «Росатом» (на 30% с опционом еще на 19% до 2023 г.) с декларацией развития перевозок по Северному морскому пути.

В течение 2020 г. «Дело» консолидировало 100% «Трансконтейнера». В ходе обязательной оферты (по цене приобретения контроля) группа выкупила доли других крупных совладельцев оператора – ООО «Енисей Капитал» Александра Абрамова и Романа Абрамовича и ВТБ (имел форвард в пользу «Енисея»), нарастив пакет до 99,64%. После этого был запущен принудительный выкуп акций у оставшихся миноритариев. В целом актив обошелся покупателю более чем в 120,6 млрд руб.

Согласно отчетности «Трансконтейнера» по РСБУ, общий размер его обязательств в 2020 г. возрос с 21,47 млрд до 61,93 млрд руб. (почти на 40,5 млрд), в том числе долгосрочная часть – с 18,5 млрд до 54,5 млрд руб. (на 36 млрд), в том числе за счет 40 млрд руб. кредитов с погашением более чем через год. За I квартал 2021 г. объем заемных средств несколько снизился – до 60,74 млрд (-1,2 млрд) и 53 млрд (-1,5 млрд руб.) соответственно.

При этом компания активно платит дивиденды новому владельцу. В декабре 2020 г. «Дело» утвердило промежуточные выплаты «Трансконтейнера» в размере более 39,8 млрд руб. (включая 28,9 млрд руб. – из нераспределенной прибыли прошлых лет), а в начале апреля 2021 г. – еще почти на 3 млрд руб. по итогам всего года (за 2019 г. выплаты решено было не осуществлять). Общая сумма выплат составит 42,8 млрд руб. По сути, часть долга «Дела», который привлекался для приобретения «Трансконтейнера», переведена на него.

Группа Шишкарева и «Росатома» в ноябре 2019 г. в период покупки доли РЖД в «Трансконтейнере» получила в Сбербанке кредит на 30 млрд руб. со сроком исполнения обязательств до 26 февраля 2022 г. В марте 2020 г. перед офертами миноритариям оператора финансовая организация открыла группе еще две кредитных линии общим лимитом в 60 млрд руб. (по 30 млрд руб. у каждой) на период до 9 июня 2022 г. Позднее по всем трем обязательствам было произведено рефинансирование с продлением на 5 лет – до 9 июня 2027 г.

«Трансконтейнер» – крупнейший в РФ фитинговый железнодорожный оператор РФ. Эксплуатирует около 88 тыс. крупнотоннажных контейнеров, порядка 34 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, около 400 единиц автомобильной (тягачи и полуприцепы) и свыше 200 единиц погрузочной техники (на сайте данные приводятся по состоянию на 31 декабря 2020 г.). Компания имеет сеть из 38 собственных и трех совместных терминалов в РФ, а также доли в «дочках» и СП в различных странах.