ИзображениеВ преддверии Дня Победы, 7 мая, Октябрьская железная дорога организовала парад паровозов на Витебском вокзале – динамическую экспозицию железнодорожной ретротехники. Локомотивы серий Ов, Эр и П36 в качестве поздравления с великим праздником дали протяжный гудок в честь ветеранов Великой Отечественной и железнодорожников, сражавшихся на передовой.

Главными героями парада стали дореволюционная «овечка», основной военный локомотив серии ЭР и «генерал» – послевоенный П36, названный так за свой внешний вид: ярко-синий с желтой полосой. Сейчас они представляют сокровищницу эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский. Именно паровозы серии ОВ и ЭР были основными прифронтовыми локомотивами. Они стали символом борьбы, надежды, силы и победы советского народа в Великой Оте­чест­венной войне.

Появление каждого из трех паровозов сопровож­дала миниатюра – театрализованное представление с зарисовками о довоенном, военном и послевоенном времени. Первой на Витебский вокзал пришла «овечка» – старейший действующий паровоз: в этом году ему исполнится 116 лет. В Великую Отечественную эти локомотивы возили бронепоезда. Этот красавец – настоящая знаменитость и часто снимается в фильмах, а доверяют его опытнейшему машинисту Павлу Некрасову, который трудится на «железке» уже более 30 лет. Для него подобные мероприятия стали привычными, как и маневровая работа локомотивом на станциях Октябрьской магистрали. «Мы с артистами репетировали заранее, приезжали на вокзал и уезжали раза три, чтобы они поняли, куда и когда выходить, сколько места на платформе и так далее», – сказал Павел Некрасов.

«Овечку» встретила пара из XIX века – их трогательный и нежный танец сурово прервали военные: на пороге – революция и Гражданская война. Паровоз серии ЭР сопровождал танец хрупких девушек с желтыми и красными флажками. Такие же, как они, только что выпустившиеся из школ девчата, больше 70 лет назад служили на дороге «живыми светофорами». Благодаря им, храбро стоявшим под налетами вражеской авиации, ни один поезд не вышел из графика, и движение ни разу не было нарушено. «Это универсальный паровоз: они возили не только грузовые поезда, а еще и пассажирские, санитарные. Эта серия – самая массовая: таких локомотивов было построено с 1912 по 1957 год 11 тыс.«, – отметил помощник машиниста паровоза Алексей Игнатьев. Эти паровозы обеспечили около 70% пе­ревозок в годы Великой Отечественной.

«Генерала», самого совершенного советского пассажирского паровоза, встречали лиричной песней 1950-х: наконец настало мирное время, и советскому народу предстоит совершить великие открытия, достичь небывалых высот в науке и технике…

Во время войны самыми используемыми грузовыми паровозами на дороге были ФД («Феликс Дзержинский») и СО («Серго Орджоникидзе»). Но ФД тех времен на ОЖД не осталось, а оба паровоза СО сейчас находятся в ремонте. «Чтобы лучше проникнуться своими ролями, мы с участниками клуба выезжаем в поле. Моя шинель весит 4 кг, а мокрая – в полтора раза больше. Походишь в ней целый день пусть даже совсем немного, и уже этого достаточно, чтобы понять, каково было фронтовикам тогда», – говорит участник реконструкции член клуба «Патриот» Константин Ивачев.

Поздравили ветеранов и железнодорожников с Днем Победы начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин, под чьим руководством был организован парад паровозов, и председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Кирилл Поляков. Виктор Голомолзин подчеркнул роль железнодорожников Октябрьской магистрали в Великой Отечественной войне. «От Мурманска до Москвы – железнодорожники были на передовой в те тяжелейшие годы. Их задачей было доставлять орудия, снаряды, продовольствие из тыла в прифронтовую зону», – отметил начальник ОЖД. Поздравил с грядущим 9 Мая собравшихся на Витебском вокзале и 96-летний ветеран войны Василий Петрович Акимов – потомственный железнодорожник, путеец. Он завершил свою трудовую деятельность в Волховстроевской дистанции пути. Василий Петрович пожелал присутствующим счастья, здоровья, любви и мира во всем мире.

 

Фото: Виктор Казарин

 

Ольга Беляева