20.05.2021
"Транспорт в России"

Пресечение незаконного доступа

Какие наработки использует ведомственная охрана для сохранения перевозимых грузов.

Железнодорожный транспорт, являясь составляющей транспортной отрасли России, во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечить потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

При этом он на протяжении всей своей истории является транспортом повышенной опасности.

Обусловлено это влиянием целого ряда факторов. Среди них – скопление большого количества опасных грузов, высокие скорости перевозки, влияние ядовитых и отравляющих веществ, выделяющихся при технологических процессах.

В настоящее время добавился еще один – присутствие на объектах посторонних лиц и их вмешательство в работу железнодорожного транспорта. Они-то и создают основные угрозы безопасности.

Ведомственная охрана с момента своего образования призвана обеспечить защиту объектов железнодорожного транспорта, а также лиц, находящихся на них.

Принимая во внимание темпы развития подобного транспорта, его масштабность и обширную географию присутствия в регионах страны, обеспечить одними кадрами безопасность стало крайне затруднительно, а в большинстве случаев – и невозможно.

Для решения возникающих задач на помощь вооруженному постовому (а порой и целой смене) приходят новые технологические электронные устройства, позволяющие при минимальных затратах сохранить требуемый уровень безопасности. Именно ведомственная охрана стала первопроходцем в области применения таковых устройств в процессе перевозки грузов.

Применяемая специальная техника позволяет контролировать доступ к грузу и оперативно пресекать любые попытки посторонних лиц нарушить его сохранность.

Наше предприятие начиная с 2012 года активно использует электронные устройства, функционирующие на основе технологий ГЛОНАСС/GSM в целях охраны грузов.

Как известно, первые опытные образцы подобных устройств разрабатывались, исходя из наших потребностей. Сегодня они претерпели значительные изменения, причем как в технологическом, так и в функциональном плане.

В данный период на российском рынке основным производителем электронных устройств, применяемых при перевозке грузов железнодорожным транспортом, является холдинг «Страж». Он самостоятельно разработал и производит интеллектуальную систему электронного пломбирования «Биглок», которая официально признана ОАО «РЖД» как электронное запорно-пломбировочное устройство и допущено к использованию на инфраструктуре российских железных дорог.

Однако стоит отметить, что задолго до официального признания этого устройства наше предприятие использовало электронное оборудование, производимое компанией для обеспечения безопасности перевозимых грузов.

В 2019 году предприятие в целях усиления охраны перевозимых грузов использовало 423 комплекта «Сириус». За это время с помощью данного оборудования были сопровождены более 6,2 тыс. вагонов и 9,6 тыс. контейнеров, при этом вмешательства посторонних лиц в процесс перевозки, а также утраты грузов не было допущено.

Спектр применения электронных устройств очень обширен. Если создать условия и возможность применять их в качестве основных элементов пломбирования, то будет создана система, которая позволит обеспечить полный контроль доступа к перевозимому грузу на всех этапах перевозки.

Помимо вышеназванных систем «Биглок» предприятие приобрело в собственность 60 комплектов «Джойнтех ДЖИТИ-701» (Jointech JT701) китайского производства. В 2019 году с их помощью сопровождены 713 вагонов и 27 контейнеров, в прошлом году 371 вагон и 17 контейнеров. Хищений грузов в период использования такой техники не допущено.

Помимо этого с декабря 2019 года в филиале на Свердловской ж. д. производится тестовая эксплуатация 20 электронных устройств «ЛОКИС» производства ООО «Старком Системс».

Учитывая, что рынок электронных устройств очень емкий, а потребность в них растет с каждым днем, многие отечественные и зарубежные компании готовы поучаствовать в насыщении подобного рынка.

В заключение отмечу, что основными целями нашей совместной работы являются поиск и создание оптимального технологического решения, которое позволит создать универсальное электронное устройство, обеспечивающее безопасные условия для перевозки, и в онлайн-режиме информировать таможенные органы, перевозчиков, грузовладельцев, операторов и охрану о местоположении охраняемого груза и наличии доступа к нему.

В целом идея применения ЭЗПУ в железнодорожных перевозках очень перспективна. Но для ее реализации необходимо решение ряда задач. В частности, это разработка и внедрение технических стандартов к электронным устройствам и информационной платформе, которая позволит объединить различные типы устройств и предоставить права доступа к необходимой информации заинтересованным службам и сторонам. Также предстоит согласовать и допустить на инфраструктуру железнодорожного транспорта устройства, прошедшие стандартизацию.

Ну и наконец, закрепить в правилах перевозок порядок использования электронных устройств, в том числе в рамках международного железнодорожного права.

Сергей Медведев, советник генерального директора