24.05.2021
Журнал "Эксперт"

Приоритеты СКЖД: инвестиции, инновации и открытый диалог

В городе Минеральные Воды состоялась транспортно-логистическая конференция «PRO//Движение.Юг», собравшая более 500 участников. Один из главных выводов этого форума – высоких результатов можно добиться только в постоянном и честном диалоге всех сторон, заинтересованных в развитии грузоперевозок по железной дороге.

Без преувеличения, конференция в Минводах стала в этом году главной региональной коммуникационной площадкой в сфере развития железнодорожных перевозок. Она прошла в популярном сейчас гибридном формате (офлайн + онлайн). Среди участников – представители ОАО «РЖД», органов власти, портов, грузовладельцев. Всех, кто заинтересован в увеличении объемов перевозок грузов по железной дороге, которые, кстати, уже достигли докризисных показателей.

Подробности – в интервью начальника Северо-Кавказской железной дороги Сергея Задорина.

 

В приоритете – инвестиции в модернизацию

– Сергей Александрович, как вы оцениваете итоги конференции «РДО//Движе-ние.Юг», прошедшей 16 апреля в МВЦ «МинводыЭКСПО»?

– Такие встречи позволяют нам в открытом диалоге услышать мнения партнеров, найти общие точки роста, посмотреть, где и как именно можно добиться лучших результатов.

Железнодорожный транспорт первым ощущает на себе то, как дышит экономика. Последние события внесли серьезные коррективы в нашу работу. Однако мы готовы к новым вызовам и делаем все возможное для повышения качества и конкурентоспособности услуг.

Открывая конференцию в Минводах, заместитель гендиректора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Николаевич Шило подчеркнул, что весна 2021 года показывает, насколько быстро восстанавливается экономика. В апреле РЖД вышли на уровень 2019 года, отправляя в отдельные дни 3,7 миллиона тонн грузов. И сегодня наша главная задача – сделать так,чтобы железнодорожный транспорт не стал сдерживающим фактором развития экономики. Для этого компания постоянно инвестирует в инфраструктуру, чтобы обеспечить растущие объемы грузоперевозок.

Однако мы понимаем, что только силами ОАО «РЖД» с такой масштабной задачей не справиться. Это возможно только при тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон. Уверен, что прошедшая конференция стала началом очередного этапа такого продуктивного сотрудничества.

– Вы сказали, что одна из главных задач – это инвестиции в инфраструктуру. Сколько средств вы планируете вложить в 2021 году, на что именно они будут направлены?

– Объем инвестиций в модернизацию инфраструктуры растет ежегодно. Для нас это один из приоритетов. Благодаря развитию инфраструктурных мощностей нам удалось обеспечить рост переработки грузов в портах Азово-Черноморского бассейна. Так, за последнее десятилетие среднесуточная выгрузка выросла на 67,5%, превысив 4 400 вагонов.

В 2021 году ОАО «РЖД» инвестирует в развитие магистрали порядка 31 миллиарда рублей – на полтора миллиарда больше, чем в 2020 году. Из предусмотренной на текущий год суммы 13 миллиардов рублей инвестируют в строительство вторых путей по направлению к портам Азово-Черноморского бассейна. Для нас это одно из основных направлений. Так, только за минувшие три года на полигоне СКЖД было построено 240 километров вторых путей. В 2021 году в наших планах ввод вторых путей общей протяженностью 50 километров на участке Тихорецкая – Козырьки. В итоге пропускная способность на этом направлении возрастет до 143 пар поездов в сутки.

Кроме того, в Краснодарском крае мы планируем завершить реконструкцию станции Крымская, первый этап реконструкции станций Тихорецкая и Тимашевская.

Также в ближайшее время будем участвовать в развитии транзитных перевозок по международному транспортному коридору «Север – Юг» через Азербайджан. Для этого в Дагестане нам необходимо перевести на переменный ток участок Дербент – Самур. Уже ведутся проектно-изыскательные работы.

Реализация данного проекта позволит железной дороге успешно конкурировать в сфере грузоперевозок с морским транспортом. И прежде всего быть привлекательной для грузоотправителей с прилегающих к этому маршруту СевероКавказской, Юго-Восточной и Приволжской магистралей.

Как вы видите, планы на этот год довольно серьезные. Тем приятнее осознавать, что первый квартал 2021-го мы завершили победой в отраслевом соревновании, заняв первое место среди шестнадцати железных дорог страны.

Здесь стоит отметить, что первые месяцы нынешнего года выдались для нас очень непростыми. Это, в частности, было связано со сложными погодными условиями, в которых зачастую приходилось работать. Когда, к примеру, вечером столбик термометра поднимался до +8, а к утру опускался до -18. Однако это не помешало одержать победу, которая стала результатом слаженной работы всего коллектива СКЖД.

– Отдельная сессия на конференции была посвящена инновациям и нестандартным решениям в области организации грузоперевозок. Упор делался на контейнерные перевозки. Отмечалось, что это – актуальный тренд. Как вы намерены развивать это направление?

– Мы постоянно работаем над расширением географии курсирования контейнерных поездов и созданием оптимальных технологических условий для их формирования. Например, в первом квартале 2021 года введены новые направления курсирования со станции Новороссийск на станции Шувакиш, Жигулевское Море, Селятино, СборнаяУгольная, Кресты, Ростов-Товарный, а также со станции Ростов-Товарный на станцию Сборная-Угольная.

В общей сложности в первом квартале было отправлено 130 контейнерных поездов, которые проследовали в 19 направлениях. Проводимая работа приносит свои плоды: за три месяца этого года количество отправленных контейнеров превысило 23 тысячи TEU. Рост – 8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Мы видим, что с появлением новых видов упаковки и специализированных контейнеров предприятия юга России активно наращивают перевозку своей продукции. Помимо традиционно перевозимых грузов, сейчас нишу контейнерных перевозок активно занимают удобрения и химикаты, зерновые культуры, растительные масла.

В 2021 году СКЖД совместно с «РЖД Логистика» и ПАО «Трансконтейнер» планирует развивать контейнерные сервисы, чтобы привлечь часть грузов, кото-

рые сейчас перевозятся автомобильным транспортом. На это будет направлена, в частности, организация закольцованных маршрутов для вывоза контейнеров с припортовых станций юга России под экспортные грузы предприятий Приволжского, Центрального, Уральского и Северо-Западного федеральных округов.

Есть явная тенденция к росту этого направления. А значит, мы будем инвестировать в строительство новых контейнерных площадок и развитие необходимой инфраструктуры.

 

Диалог выливается в соглашения

– В ходе конференции представители СКЖД подписали ряд соглашений. Расскажите об этом подробнее.

– В рамках форума мы, как представители РЖД, подписали несколько принципиально важных соглашений.

Так, соглашение с Минэкономразвития Республики Северная Осетия – Алания предусматривает стратегическое партнерство в области инновационной деятельности и разработки современных технологий для внедрения на железнодорожном транспорте и предприятиях региона. Основная цель этого документа – создание условий для реализации научно-технических проектов, направленных на снижение затрат по всем видам деятельности компаний Северной Осетии и ОАО «РЖД».

Еще одно соглашение подписано с Банком ВТБ. В нем определены основные принципы партнерства по целому кругу вопросов. Прежде всего это касается инвестпроектов и развития финансовых механизмов сотрудничества, а также информационно-аналитической и научноконсультативной работы.

В рамках форума также подписано соглашение с компанией «ФТ-Транс». Это сотрудничество направлено на организацию перевалки двадцатифутовых контейнеров с флекситанками и наливными грузами в порту Анапы. Соглашение предусматривает, что в период с 1 мая по 30 июня 2021 года стороны совместными усилиями осуществят перевалку 106 контейнеров в составе одного контейнерного поезда, а с 1 июля по 31 декабря – еще 212 контейнеров в двух поездах.

Кроме того, достигнута договоренность об организации «РЖД Логистика» и Северо-Кавказским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания перевозок скоропортящейся продукции группы агропромышленных предприятий «Ресурс».

Проект предполагает ускоренную перевозку контейнерными поездами мяса птицы из Невинномысска в Новороссийск. Далее рефрижераторные контейнеры будут отправляться морским путем в страны Азии. При этом будет исключена перетарка в порту, что позволит минимизировать риски нарушения температурного режима и порчи продукции.

 

Влияние «цифры» на качество работы с клиентами

– Сегодня много и часто говорится о необходимости цифровизации процессов, которые, в том числе, способствуют повышению качества обслуживая клиентов. Как внедрение «цифры» влияет на показатели вашей работы с грузоотправителями?

– Цифровой формат взаимодействия с клиентами для нас крайне важен. Сейчас большинство грузоотправителей СКЖД оценило возможность удаленного оформления перевозочных документов. В настоящее время порядка 85% грузовых отправок по нашей магистрали оформляется дистанционно. Для сравнения, по итогам 2020 года доля оформленных электронных документов составляла 77,5%. Только за три месяца текущего года с применением электронной подписи было оформлено более полутора миллионов документов.

В 2021 году на СКЖД активно продвигается использование электронного документооборота с момента подачи заявки на перевозку до отправления вагона со станции. При этом предоставляется возможность оформления всех первичных документов. Кроме того, открыт функционал оперативного планирования отгрузки – до 10 дней. Это позволяет всем участникам выстроить перевозочный процесс в соответствии с производственными планами.

Важно, что для крупных предприятий, внутренние информационные системы которых интегрированы с информационной системой РЖД АС ЭТРАН, появилась возможность в автоматическом режиме запрашивать не только перевозочные документы, но и дополнительные данные. Например, о дислокации вагонов и контейнеров, о собственниках и техническом состоянии подвижного состава. Благодаря этому грузоотправители на совершенно ином качественном уровне выстраивают свои бизнес-процессы в прямом взаимодействии с организацией перевозки.

Подчеркну, что сегодня наша инфраструктура, мы сами готовы к новым вызовам и решению самых сложных задач. Мы продолжаем совершенствоваться, становясь все более клиентоориентированной компанией, отвечающей требованиям времени. Причем для нас это не просто слова, а ключевое направление развития Северо-Кавказской магистрали на долгосрочную перспективу.