02.06.2021
Газета "Призыв" (Южно-Уральская железная дорога)

Полигон для испытаний определен

ИзображениеНа Южно-Уральской железной дороге будет запущен уникальный комплекс, способный без участия человека выполнять операции по отпуску тормозов и расцеплению автосцепок. Нынешней осенью начнутся его полноценные полевые испытания.

В среду, 26 мая, на четной сортировочной системе станции Челябинск-Главный комиссия, в состав которой вошли представители всех основных хозяйств дороги, окончательно определилась с местом установки экспериментального образца робототехнического комплекса (РТК). Эту инновационную разработку придумали в Москве, в АО «НИИАС», а реализовали на практике в Челябинской области – с привлечением специалистов НПО «Андроидная техника» из Магнитогорска.

– Прототип устройства разработан в кратчайшие сроки. Впервые он был представлен инженерному сообществу на заседании Международного форума «Стратегическое партнерство 1520», а затем продемонстрирован на Ассамблее начальников железных дорог в 2019 году. И мы, безусловно, гордимся тем, что наш проект вызвал самое пристальное внимание, – рассказывает руководитель проектов Центра систем контроля инфраструктуры и робототехники АО «НИИАС» Дмитрий Автаев.

Это внимание быстро перешло из теоретической плоскости в практическую. НПО «Андроидная техника» потребовалось десять месяцев, чтобы изготовить первый опытный действующий образец, и еще пять месяцев, чтобы провести его практические испытания на полигоне Южно-Уральской железной дороги. Обучение РТК на проведение операции «отпуск тормозов» было первым этапом испытаний, который проводился на полигоне эксплуатационного вагонного депо Челябинск. Обучение проходило в условиях, максимально приближенных к реальным. Конструкция постоянно дорабатывалась и получала новые возможности.

Следующим этапом должно стать испытание РТК на выполнение операции по расцепке вагонов. И для этого комплекс пора выводить «в поле», то есть непосредственно на участок, где в режиме реального времени идут операции роспуска составов.

Местом для проведения натурных испытаний РТК стала четная сортировочная система станции Челябинск-Главный, которая является полигоном для реализации проекта «Цифровая железнодорожная станция». А в среду комиссионно был выбран участок для установки оборудования в районе пятого пути надвига.

– Робототехнический комплекс состоит из мобильной платформы, которая перемещается по монорельсу, манипуляционного робота, модулей технического зрения, связи и безопасности. То есть это не самое компактное техническое устройство. И разместить его надо таким образом, чтобы можно было одновременно и протестировать возможности РТК в деле, и полностью соблюсти все требования безопасности, и, конечно же, не затруднить работу станции, – рассказывает начальник отдела Центра проектирования объектов железнодорожной инфраструктуры АО «НИИАС» Сергей Засядько.

Подробный, детальный проект по установке комплекса на выбранное место будет разработан в ближайшее время. Сразу после этого на участке начнутся работы по монтажу РТК. Планируется, что полноценные полевые испытания пройдут уже этой осенью.

Если же говорить о более отдаленном будущем, то с появлением РТК уйдут в прошлое технологии, которые использовались железнодорожниками на протяжении многих десятков лет.

– Применение подобных робототехнических комплексов в транспортной инфраструктуре – это настоящий прорыв. Еще лет десять назад в то, что можно автоматизировать практически любые процессы – и интеллектуальные, и ручные, никто не верил. А сегодня мы видим практическое воплощение этой идеи. Так, появление РТК позволит, во-первых, исключить присутствие человека на опасных участках и, во-вторых, сделать процесс обслуживания железнодорожных составов более интенсивным, – подчеркивает Дмитрий Автаев.

В 2020 году на станции Челябинск-Главный в рамках проекта «Цифровая железнодорожная станция» были внедрены такие модули, как «Автоматизированные заградительные устройства в четном сортировочном парке станции», «Система контроля и подготовки информации о перемещениях вагонов и локомотивов на четной сортировочной горке», «Интерактивный пульт комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом на четной сортировочной горке», «Интегрированный пост автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочной станции Челябинск-Главный». Иными словами, работы по переходу от автоматизированного к автоматическому управлению технологическим процессом ведутся последовательно и поэтапно. И появление РТК – очередное тому подтверждение.

 

Марина Беляева, руководитель рабочей группы по организации инновационной дятельности на полигоне Южно-Уральской железной дороги