04.06.2021
Газета "Гудок"

Поезда приходят в города

ИзображениеНа площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) вчера состоялась панельная дискуссия «Транспортный каркас экономики». Ключевой темой стало формирование в стране опорной транспортной сети для ускорения движения грузов и повышения мобильности населения. Участники форума определили приоритеты для каждого вида транспорта и пришли к выводу, что дальнейшее развитие невозможно без создания интеллектуальной транспортной системы.

По словам заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, создание транспортной сети, которая будет обеспечивать ресурсные потоки, можно назвать необходимым условием для роста экономики и ее основным драйвером. Фундаментом инфраструктурного каркаса станут автомобильные и железные дороги. Зампред правительства напомнил, что, несмотря на сложности из-за пандемии, к 2024 году нормативному состоянию должны соответствовать 85% дорог федерального назначения в 105 крупнейших агломерациях и 60% региональных дорог. «Минтранс проделал колоссальную работу с регионами. Мы уже понимаем в перспективе до 2030 года, какие будут построены федеральные, региональные, муниципальные дороги. Наша задача – увязать их по срокам и приоритетности», – заявил Марат Хуснуллин.

Развитие железнодорожного транспорта необходимо для роста экономики. Марат Хуснуллин, который с 1 июня возглавил Комиссию по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока («Гудок» писал об этом вчера), отметил, что государством поставлена задача на десятки миллионов тонн увеличить допустимые объемы перевозки в сторону стран Тихоокеанского региона.

Кроме того, в правительстве уверены, что железные дороги должны активно интегрироваться в систему городского транспорта. Это повысит мобильность жителей, разгрузит другие виды коммуникаций и создаст новые точки для городской застройки, а значит, и экономического развития. «Прошлый год четко показал, что железнодорожный транспорт не просто востребован, а является транспортом будущего благодаря своей экологичности, скорости и комфорту. Сегодня мы понимаем, что нужно сделать железным дорогам, чтобы страна развивалась быстрее», – заметил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Первым по пути развития электричек как городского транспорта пошло правительство Москвы. В столице ОАО «РЖД» реализовало проекты Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров, а сейчас этот опыт перенимают в других регионах. Зампред правительства сообщил, что есть уже восемь городов, где можно внедрять такой подход.

Ближе всех к повторению столичного опыта Санкт-Петербург, где проект городской электрички активно поддерживает администрация. «Благодарен РЖД за взаимопонимание в развитии Центрального железнодорожного узла. Создается возможность вывода грузового железнодорожного транспорта из города. Для нас это важно, потому что дает возможность перейти ко второму этапу – тактовому движению, развитию электропоездов как составной части транспорта города», – заметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

В Санкт-Петербурге уже заглядывают еще дальше и говорят об эффекте будущей высокоскоростной магистрали для развития региона. По словам Александра Беглова, с вводом скоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург к «Питерской агломерации», куда входят Северная столица и Ленинградская область, добавится еще Новгородская область. Расширение агломерации повлечет за собой развитие автомобильной сети и воздушного сообщения, уверен губернатор.

«Проекты ВСМ выгодны, так как дают огромный мультипликативный эффект, – согласен с губернатором Олег Белозёров. – Мы создали инжиниринговый центр по разработке высокоскоростного подвижного состава. Вместе с нашими партнерами будем разрабатывать подвижной состав следующего поколения. Сделаем это в течение семи-восьми лет».

Для развития грузоперевозок ОАО «РЖД» предлагает сделать более прозрачным и понятным расчет тарифов. Сегодня Прейскурант № 10-01 предусматривает зависимость стоимости перевозки от расстояния. В компании полагают, что было бы более справедливо рассчитывать тариф по маршруту из точки А в точку Б. Это позволило бы грузоотправителям четко понимать, сколько стоит перевозка из конкретного города до точки назначения.

Также, по словам главы холдинга, сегодня важно развивать цифровые сервисы для клиентов. Позицию ОАО «РЖД» в этом вопросе разделяют в правительстве. Министр транспорта Виталий Савельев заметил, что без цифровизации отрасли, в частности внедрения цифровых двойников и BIM-технологий в проектировании, практически невозможно ее развитие. Только за счет перехода на безбумажный документооборот можно более чем в четыре раза повысить скорость доставки груза. Марат Хуснуллин сообщил, что сейчас идет работа над созданием единой информационной платформы, где будут собраны все системы, которые уже созданы в области управления транспортом. Еще одна тема на повестке дня – экологичность транспорта. В Европе активно обсуждается декарбонизация транспортных средств, готовится к испытаниям первый самолет на водородном топливе. В этом же направлении, как считает Виталий Савельев, должна смотреть и Россия.

Во время бизнес-диалога «Россия – Франция» Олег Белозёров рассказал, что ОАО «РЖД» налаживает сотрудничество в сфере экологии с французской компанией SNCF (Национальное общество железных дорог Франции). В числе ключевых приоритетов – водородная энергетика.

Напомним, что в конце мая заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер Сергей Кобзев и директор по технологиям, инновациям и проектам SNCF Пьер Изар в режиме видеоконференции подписали дорожную карту по применению поездов на водородных топливных элементах и систем обеспечения их эксплуатации.

Как считает Олег Белозёров, важно обмениваться информацией и мнениями. «У нас с французскими коллегами это получается», – отметил глава РЖД.

 

Фото: Иван Шаповалов, пресс-служба ОАО «РЖД»

 

Мария Абдримова