04.06.2021
Газета "Октябрьская магистраль" (Октябрьская железная дорога)

Силикон устранит электрическую дугу

ИзображениеНа прошлой неделе, 28 мая, специалисты Ре­гиональной инновационной площадки Октябрьской железной дороги направили начальнику Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Дмитрию Вербову технико-экономическое обоснование по итогам испытаний нового огнезащитного покрытия. Экономичес­кий эффект от применения средства составил почти 400 тыс. руб.

Это огнезащитное силиконовое покрытие предназначено для пассивной противопожарной защиты кабелей, трубопроводов, резервуаров, повышения предела огнестойкости металлоконструкций, а также восстановления старой или поврежденной оболочки кабельной продукции. Оно создано на основе низкомолекулярного каучука и затвердевает после обработки при контакте с воздухом: образуется эластичный резиноподобный влагонепроницаемый материал. Объектом эксплуатационных испытаний выбрали тяговую подстанцию Останкино Московской дистанции элект­роснабжения, так как именно там возникла потребность в таком решении. Средством обработаны 38 м оболочки 70-мет­ровой маслонаполненной кабельной линии 10 кВ силового трансформатора.

«В течение пяти лет этот кабель выходил из строя через каждые четыре месяца, хотя срок годности у него 15 лет. Согласно технологии, он установлен вертикально, а не зарыт в землю, и масло постепенно стекало, из-за чего он терял свои изолирующие свойства. В итоге провода внутри кабеля замыкались друг на друга, возникала электрическая дуга и он сгорал», – говорит начальник тяговой подстанции Останкино Александр Лукин.

Отметим, что такие неисправности могут стать критичными для столь важного объекта: любые перебои с подачей напряжения негативно сказываются на безопасности движения на таком высокоинтенсивном участке, как Москва – Ховрино, который эта тяговая подстанция и обслуживает: здесь курсирует более 60 пар пассажирских поездов дальнего следования и более 40 пар пригородных поездов. Устранение последствий возгорания могло занять несколько суток, при этом обеспечение работы тяговой подстанции происходило за счет переключения на резервные кабели, что, соответственно, увеличивало нагрузку на них. Благодаря образованию эластичной пленки, средство действует как изолятор и в итоге исключается возможность замыкания.

«Вещество нанесено почти год назад, и за это время возгораний не возникло. На мой взгляд, ключевая роль состава – выполнять функцию изолятора, именно этим он и отличается от прежних противопожарных покрытий», – добавляет Александр Лукин.

По сравнению с традиционными применяемыми покрытиями на основе водорастворимого состава срок службы нового больше на 10 лет. Не требуется наносить финишный закрепляющий слой, благодаря чему снижается расход средства. У инновации шире температурный рабочий диапазон: от –60°С до +160°С против –50°С до +65°. Вдобавок, так как новое средство выполнено на силиконовой основе, оно безопасно для монтажа в отличие от покрытий на вод­ной основе, которые требует дополнительных мер предосторожности. За счет этого сокращается время нанесения на 10 часов – не нужно ожидать, пока высохнут все необходимые слои, а также не требуется специальной подготовки поверхности.

«Исходя из жизненного цикла инновационного средства – 40 лет – суммарный экономический эффект от его использования вместо традиционного средства составляет 397,6 тыс. руб., – отметил и. о. начальника отдела инновационного развития Октябрьской железной дороги Олег Костюк. – Так как испытания прошли успешно, сейчас будет решаться вопрос о тиражировании технологии на сети».

 

Фото: Иван Куртов

 

Ольга Беляева