04.06.2021
Газета "Коммерсантъ"

«Должен быть равный доступ для всех»

Геннадий Тимченко о железных дорогах, угле и инвестициях в СИБУР.

О позиции по готовящимся изменениям транспортного законодательства, развитии стивидорных и нефтехимических активов «Ъ» рассказал совладелец НОВАТЭКа, СИБУРа, «Трансойла» и «Колмара» Геннадий Тимченко.

– Сейчас на железных дорогах обсуждается введение системы ship-or-pay, как вы как совладелец «Трансойла» относитесь к этой инициативе?

– Я надеюсь, что ее не введут. Лично я считаю, что сегодняшний устав железных дорог позволяет нормально и спокойно работать. Проблема не в форме контракта, а в развитии инфраструктуры. Поэтому, на мой взгляд, это не совсем верное решение.

– А в чем его ошибочность?

– Многие владельцы грузов не смогут перевезти свой груз. Они будут вынуждены платить авансы, а денег, например, в компании нет. А крупные, богатые компании смогут перевозить все. Должен быть равный доступ для всех – это записано в уставе.

– А локальное введение ship-or-pay неприемлемо?

– Понимаете, нужно менять законодательство, а зачем это делать? Тогда это может распространиться вообще на всю сеть. И что мы будем иметь? Торговлю тарифами? Такова наша позиция как оператора. Мы ее высказываем правительству на совещаниях, правительство вправе принимать решения.

– Есть ли у вас планы по диверсификации железнодорожных активов – покупке другого парка, других компаний?

– Мы все время покупаем цистерны, полувагоны. Но принципиальных изменений не происходит.

– «Трансойл» всегда выступал за либерализацию тяги, поддерживаете ли вы до сих пор эту позицию?

– У нас же есть в «Трансойле» частная тяга, она работает. Разве это не пилотный проект? Наверное, можно его мультиплицировать, разгрузить железную дорогу от инвестиций в локомотивы. Зачем железной дороге столько денег на это тратить? А операторы, бизнес могут это потянуть. Могут купить и ездить по инфраструктуре ОАО РЖД. Но для этого же нужно решение правительства! Реформу нужно довести до конца. Ведь был же когда-то проект программы либерализации тяги...

– Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью РБК говорил, что вы совместно собираетесь строить терминал в Ванино.

– Да, вторую очередь терминала. Как и первую, на 12 млн тонн.

– А под чей уголь?

– У них есть Эльга, у нас есть свое месторождение (компания «Колмар»). Все это работает.

– Можете назвать размер инвестиций?

– Инвестиции в первую очередь составляли порядка 40 млрд руб., вторая очередь будет точно дешевле, так как часть инфраструктуры уже построена.

– Будете ли вы увеличивать свою долю в СИБУРе?

– Наоборот, мы будем отдавать свою долю (в рамках сделки по объединению с ТАИФ): к нам же приходят новые инвесторы, они верят в будущее компании. Лично я бы инвестировал в СИБУР.

Скорлыгина Наталья