05.06.2021
ИА "Интерфакс"

Создание железнодорожного перехода в Японию через Сахалин подстегнуло бы товарооборот двух стран

Создание транспортного перехода между Сахалином и Японией подстегнуло бы товарооборот между двумя странами, отмечают в ОАО «Российские железные дороги».

«Перспектива есть – она может показаться смелой, но мы должны ставить серьезные и очень далеко идущие цели перед собой – это развитие прямого железнодорожного сообщения между Россией и Японией, создание транспортного перехода на острове Сахалин к японскому острову Хоккайдо», – заявил первый зам. главы РЖД Сергей Павлов.

«Тогда наши экономические взаимоотношения встанут на совершенно другой уровень и кратно возрастут», – сказал топ-менеджер на одной из сессий Петербургского международного экономического форума в субботу.

Идея завязана на проекте строительства перехода на Сахалин с материковой части РФ. Он предусматривает прокладку магистрали от станции Селихин на Байкало-Амурской магистрали до островной станции Ныш (585 км) с мостом через пролив Невельского (9 км с учетом подходов). «На пленарной сессии Восточного экономического форума (в сентябре 2017 г. – ИФ) президент РФ Владимир Путин отметил важность строительства ж/д перехода на Сахалин в контексте серьезной модернизации транспортной инфраструктуры Дальнего Востока», – ранее отмечали в этой связи РЖД.

В 2013 г. по заказу министерства транспорта РФ были проработаны «научно-обоснованные предложения для повышения конкурентоспособности международного транспортного коридора «Транссиб» в направлении Европа – Россия – Япония», в ходе которой оценивалось использование территории острова и инженерно-техническая возможность создания транспортных переходов через проливы Невельского и Лаперуза.

Как отмечали РЖД, строительство линии позволило бы обеспечить «устойчивую транспортную доступность Сахалина», развивать на острове железнодорожное сообщение, а также портовые мощности. В 2018 г. «Коммерсантъ», писал, что по итогам актуализации ТЭО «Российские железные дороги» оценивали стоимость проекта без НДС в 540,3 млрд руб., в том числе мост – в 252,8 млрд руб. Проектные работы, по оценкам компании, займут 3 года, строительные – 5 лет.

В то же время, еще в 2017 г. в интервью изданию Алан Лушников, который тогда занимал пост зам. главы Минтранса отмечал, что проект предполагает грузопоток в размере всего 9,2 млн тонн к 2030 г. «Если говорить про груз, то на Сахалин – 5,9 млн тонн, а обратно – 3,3 млн тонн», – заявлял он, хотя и добавлял, что «не всегда эффективность измеряется тоннами».

В более поздних материалах «Российских железных дорог», как писало издание, «в отсутствие развития портовых мощностей Сахалина» грузовая база к 2030 г. оценивалась лишь в 8,5 млн тонн. Поэтому предлагалось построить на острове новый глубоководный порт, чтобы привлечь до 23,4 млн тонн грузов с «восточного полигона», до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах.