07.06.2021
ИА "Интерфакс"

Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев: "Система поддержки инвесторов в Хабаровском крае нуждается в корректировке"

Об итогах работы делегации Хабаровского края на Петербургском международном экономическом форуме, планах развития экономики региона и необходимости скорректировать систему поддержки инвесторов в интервью «Интерфаксу» рассказал врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев.

– Михаил Владимирович, что получил Хабаровский край по итогам ПМЭФ, каковы результаты работы на форуме?

– Программа была очень насыщенной. Не считая участия нашей делегации в многочисленных сессиях и обсуждениях, нам удалось провести очень важные встречи с руководителями крупнейших российских госкорпораций и компаний-инвесторов. Подписали ряд очень перспективных соглашений и договоров о сотрудничестве, в том числе о запуске транспортной карты «Тройка». Жители Хабаровска уже в этом году смогут ощутить первые выгоды и удобства от использования этой карты. Вообще считаю, что инвестиции должны служить не только интересам бизнеса, но и интересам жителей региона. Надо не только смотреть на перспективу, но и работать на нее. Инвестор должен получить выгоду от реализации своих проектов, а все жители региона – улучшение социально-экономических условий. На мой взгляд, это правило должно стать ключевым для любого инвестиционного проекта, особенно с участием государственных корпораций.

Мы сейчас проводим переговоры с «Русской медной компанией» по привлечению местных поставщиков к реализации проекта по освоению Малмыжского месторождения. И мне приятно, что мы находим взаимопонимание по многим вопросам. Заключили очень важное соглашение с госкорпорацией «Ростех». Есть большое желание реализовать в крае проекты по достройке детского больничного комплекса и онкологического диспансера в Комсомольске-на-Амуре, создать современный центр медицинской реабилитации на базе санатория «Уссури». Ориентировочная стоимость проекта составит 3,7 млрд рублей.

В целом могу уверенно сказать, что работа нашей делегации на форуме была эффективной, а контакты и связи, которые мы здесь наработали, принесут пользу всему Хабаровскому краю.

– Если говорить о развитии, какие отрасли в Хабаровском крае являются стратегическими на данном этапе? Сохранится ли в ближайшие годы сырьевая направленность в экономике региона?

– Сырьевая отрасль хоть и имеет важное значение для нас, но не является основополагающей. Хабаровский край – промышленный центр Дальнего Востока, доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве края составляет около 80%. Поэтому стратегическими для нас являются промышленное производство и транспортное обслуживание магистральных грузопотоков. Это очень важное конкурентное преимущество региона, которое мы и будем использовать.

У нас и передовое авиа- и судостроение, черная металлургия, добыча и переработка полезных ископаемых, нефтепереработка, энергетическое машиностроение, лесная промышленность, фармацевтика. Ближайшие планы – создание в крае «строительного кластера», развитие промышленности строительных материалов и индивидуального жилищного строительства в регионе.

Но и от развития сырьевой отрасли мы отказываться не намерены. Это важный и большой блок в экономике региона. В 2020 году от предприятий природоресурсного комплекса в бюджет поступило около 13 млрд рублей налогов.

– Известно, что на Дальнем Востоке в целом и в Хабаровске в частности сформировались одни из самых высоких цен на жильё в стране. Дальневосточные цены выше среднероссийских показателей стоимости почти вдвое. В чем, на ваш взгляд, причина, и какие вы видите возможности для изменения ситуации?

– Основная причина роста цен на жилье – недостаток предложения. В то же время низкие ставки по льготным ипотечным кредитам, стимулирование спроса – все это привело к росту цен на квартиры как на первичном, так и на вторичном рынках.

Сегодня в крае в основном осуществляется точечная застройка. Проектов комплексной застройки нет, нет крупных застройщиков. Низкая конкуренция на рынке тоже приводит к росту цен.

Чтобы изменить ситуацию к лучшему, мы начали активную работу по формированию участков под комплексную застройку, привлекаем крупных федеральных застройщиков. На первом таком участке уже ведётся застройка – это микрорайон «Ореховая сопка» в северной части Хабаровска. Там мы намерены построить около 900 тыс. кв. метров жилья – это масштабный проект.

Запускаем и совершенно новый, в некотором роде новаторский для региона проект деревянного домостроения – «Дом дальневосточника». Он не только может стать новой точкой роста в жилищном строительстве, но и создаст дополнительные возможности для деревообрабатывающей отрасли, да и в целом для региональной промышленности. Уже в ближайшее время мы надеемся сделать такие настройки производства, чтобы строить до 1000 готовых домокомплектов в год.

– Хабаровский край был и остается крупнейшим транспортным узлом. В проекте модернизации Транссиба и БАМа, известном как Восточный полигон, играет важную роль. На ваш взгляд, насколько реализация этого проекта способна повлиять на уровень жизни в регионе?

– Правительство Хабаровского края, безусловно, заинтересовано и будет содействовать реализации проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба в направлении наших морских портов Ванино и Советской Гавани.

Протяженность Байкало-Амурской магистрали на территории нашего края превышает 1200 км. Это треть всей магистрали. К БАМ тяготеют 5 районов края с численностью населения почти 100 тыс. человек.

Например, в два этапа модернизации Восточного полигона «Российских железных дорог» запланировано вложить свыше 1,2 трлн рублей. Однако капиталоемкие решения по развитию БАМ не предусматривают мероприятий и обязательств перед людьми по развитию притрассовых поселков. Поэтому нам очень хотелось бы иметь более высокую локализацию этого и подобных проектов. Это то, о чем я говорил в начале – инвестиции должны служить интересам людей.

Без сомнений, полная реализация проекта Восточный полигон и повлечет за собой рост региональной экономики, и улучшит привлекательность региона для инвесторов, предпринимателей и туристов. Жители центральных, промышленно развитых районов, конечно, напрямую почувствуют улучшения, но мы не должны забывать и о создании комфортных условий жизни и в удаленных местах за тысячи километров от регионального центра.

(…)