10.06.2021
ИА "Интерфакс"

Депутаты смягчили норму о перевалке грузов и обеспечительном платеже в законопроекте о портовых инвесторах

Комитет Госдумы по транспорту доработал ко второму чтению правительственный законопроект, обязующий инвесторов в морскую портовую инфраструктуру заключать с властями инвестиционное соглашение, итоговая версия документа опубликована в четверг в электронной базе данных парламента.

Вызвавшая ранее возражения бизнеса норма, которая обязует инвесторов обеспечить перевалку грузов в объеме не менее заявленного в инвестиционной декларации, в законопроекте осталась. Также осталась норма о том, что инвестор должен предоставить финансовое обеспечение исполнения соглашения на сумму, равную вкладу бюджетных средств в проект. При этом итоговая версия законопроекта включает ряд смягчающих эти две нормы оговорок.

 

Исключение для СМП

Как сообщалось, законопроект о портовых инвесторах (N1070119-7) был внесен в Госдуму правительством в начале декабря прошлого года. Документ обязует частных инвесторов при инвестициях в портовую инфраструктуру представлять органам власти инвестиционную декларацию, на ее основе будут заключаться соглашения о создании объектов инфраструктуры морского порта. Ко второму чтению депутаты согласились освободить от заключения соглашения инвесторов морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути (СМП), также не надо будет заключать соглашения, если в проекте не задействованные бюджетные средства или средства РЖД.

 

Обязанность по перевалке

При этом принято решение о сохранении положения об обязательстве инвестора обеспечить перевалку груза в объеме не менее заявленного в декларации. Однако делается оговорка: данное обязательство считается нарушенным, если инвестор два раза и более в течение пяти лет не обеспечивал 90% величины годового объема перевалки грузов, установленного в соглашении.

Также инвестору предоставляется возможность доказать, что исполнение им обязательств по перевалке оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по независящим от инвестора обстоятельствам. Кроме того, инвестор в ряде случаев (например, при изменении пропускной способности ж/д инфраструктуры) сможет направить заявление о внесении в соглашение изменения объема перевалки грузов.

 

Обеспечительный платеж

Еще одна норма, которая ранее вызывала вопросы как у бизнеса, так и у самих депутатов, касается обязанности инвестора предоставить финансовое обеспечение исполнения соглашения о создании объектов инфраструктуры на сумму, равную вкладу государства или инвестпрограммы ОАО «РЖД» либо Росавтодора в проект.

Ко второму чтению убрали норму об обеспечении инвесторами вклада РЖД и Росавтодора, разрешили представлять обеспечение после завершения проектных работ и получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Кроме того, указывается, что стороны вправе в соглашении предусмотреть условия поэтапного предоставления обеспечения соглашения. «В ходе исполнения соглашения инвестор вправе изменить способ обеспечения и представить взамен ранее представленного обеспечения соглашения новое обеспечение, уменьшенное на размер исполненных обязательств», – говорится в доработанном законопроекте.

Ранее глава комитета думского комитета по энергетике Павел Завальный отмечал, что к законопроекту поступил ряд замечаний от нефтегазовых компаний, которые занимаются экспортом, участвуют в инвестициях, и прежде всего это касается их работы в портах Новороссийск, Усть-Луга, Приморск и Восточный.

Законопроект планируется рассмотреть во втором чтении на пленарном заседании Госдумы 15 июня. В случае принятия его нормы заработают с 1 марта 2022 года.