ИзображениеВ 1931 году был создан поезд, аналогов которому нет до сих пор. Вчера легендарная «Красная стрела» отметила свое 90-летие. Высочайший уровень обслуживания в ней обеспечивается поездными бригадами Северо-Западного филиала АО «ФПК», лучшей из которых уже не первый год становится бригада начальника поезда Романа Алубаева.

Впервые отправившись в путь в 1931 году, этот поезд создал и сохранил множество традиций, которые делают любую поездку в нем незабываемой. «Я уже восьмой год работаю на «Красной стреле», – говорит начальник поезда Роман Алубаев. – И каждый раз, глядя на то, как четко и прямо стоят наши проводники возле поезда, как синхронно заходят в него под звуки «Гимна великому городу», восхищаюсь красотой этого процесса».

Видимо, все, кто хоть раз путешествовал «Красной стрелой», сойдутся во мнении: главное, что делает состав таким популярным, это его удобное расписание и уникальное обслуживание. Расписание, по которому состав отправляется от платформы Московского вокзала Санкт-Петербурга в 23:55, а прибывает на Ленинградский вокзал Москвы в 07:55 (и в то же время в обратном направлении), было создано в 1930-е годы распоряжением наркома путей сообщения Лазаря Кагановича. График движения поезда был составлен так, чтобы пассажиры, многие из которых ехали в другой город по делам, могли прибыть в любую из столиц в удобное время и в 9:00 уже оказаться на работе.

Обслуживанию пассажиров «Красной стрелы» Октябрьская железная дорога всегда уделяла особое внимание. В настоящее время на линии трудится четыре бригады проводников Северо-Западного филиала АО «ФПК». Лучшей из них уже четвертый год становится команда начальника поезда Романа Алубаева. «Эта бригада лидирует по целому ряду показателей, – говорит начальник Северо-Западного филиала АО «ФПК» Сергей Бушляев. – Она несколько лет практически не имеет замечаний со стороны комиссий и пассажиров. А ее работа всегда отличается слаженностью и профессионализмом. Все бригады «Красной стрелы» показывают высокий уровень обслуживания пассажиров, но эта по праву носит звание лучшей».

Бригада Алубаева состоит из 19 проводников, старшего механика и начальника поезда. Это и мужчины, и женщины, их средний возраст 35 лет. «У нас нет текучки кадров, – говорит Роман Валерьевич. – Некоторые проводники работают в нашем поезде по 20 лет».

Стать проводником «Красной стрелы» не так-то просто. Сначала надо не менее трех лет отработать в той же должности на обычном и фирменном поезде. А затем сдать экзамен, подтвердив не только свои профессиональные навыки, знания техники безопасности и умения оказывать первую медицинскую помощь, но и общую эрудицию. Вопросы экзаменаторов нацелены на проверку знаний и об истории самого поезда, и о достопримечательностях обеих столиц, а также анг­лийского языка. «Наши проводники должны быть в состоянии рассказать пассажирам, интересующимся историей поезда, факты из биографии «Красной стрелы», – продолжает Роман Алубаев. – А при общении с иностранными гостями предложить им чай, еду. В случае необходимости, ответить на возникшие у пассажира вопросы и объяснить, как лучше добраться до того или иного места в городе. Поэтому все наши проводники владеют английским языком».

К слову, об интересных фактах, связанных с историей поезда. Не все знают, что уже в первых рейсах «Красной стрелы» пассажирам в пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В годы войны на одном из его вагонов был установлен пулемет. Поезд возобновил свое движение в 1944-м. Именно на «Красной стреле» в 1980-м доставили из Москвы в Ленинград олимпийский огонь.

«Главное качество, которое, на мой взгляд, должно быть присуще проводнику «Красной стрелы» – это выдержка, – считает Роман Валерьевич. – Чтобы ни случилось в пути, наши работники всегда должны быть спокойны, вежливы и корректны. При этом способны принимать быстрые и правильные решения».

А ситуации в дороге бывают всякие. «Помнится, лет шесть назад во время поездки девушке вдруг стало плохо, – вспоминает Алубаев. – В одном вагоне с ней ехал знаменитый актер Василий Лановой. Он помогал нам в оказании ей первой медицинской помощи. А когда пассажирка пришла в себя, мы с артистом разговорились «за жизнь». Беседа получилась недолгой, но задушевной и интересной. И потом, когда Василий Семенович регулярно путешествовал нашим поездом, мы всегда с ним здоровались и обменивались новостями».

Знаменитости регулярно пользуются услугами легендарного состава, а вот сам Роман Валерьевич впервые поехал на нем, уже будучи подменным начальником «Красной стрелы» (то есть сотрудником, который на период отпусков и болезней замещает начальника поезда). «Я работаю на Октябрьской с 2001 года, – рассказывает Алубаев. – Изначально трудился проводником на пассажирских поездах, потом перешел сначала проводником, а затем начальником поезда на

«Невский экспресс». Но, когда впервые проехал на «Красной стреле», просто влюбился в этот состав. Кстати, в качестве пассажира я отправился в путешествие на нем примерно через год после того, как стал начальником этого поезда».

Поездные бригады «Красной стрелы» регулярно повышают свой профессиональный уровень. Проходят ежегодные психологические тренинги, раз в месяц сдают тесты, подтверждающие уровень знаний и стрессоустойчивости. Только так можно соответствовать высокому званию проводника «Красной стрелы». А быть им не только престижно, но и выгодно: они получают более высокий оклад, чем работники обычных составов. А наличие «Паспорта доверия», подтверждающего выполнение основных производственных показателей и соблюдение требований охраны труда, у конкретной бригады позволяет увеличить эту сумму вдвое.

«Я желаю своему любимому поезду еще долгих лет жизни и процветания, – сказал в завершение Роман Алубаев – Состав отправился в свой первый рейс в 1931 году, во время, когда наша страна была совсем небогатой. Но уже тогда в СССР был создан уникальный поезд, аналогов которому нет до сих пор. И в первой половине XX века, и сейчас он дарит своим пассажирам почти домашнюю атмосферу. Во многом за это он так любим долгие годы».

 

Фото: Иван Куртов

 

Елена Харламова