21.06.2021
Газета "Российская газета"

Грузовой перевал

Стоимость морских перевозок из Китая с марта выросла на 50%. Грузы из КНР в июне обходятся на 30% дороже, чем это было в марте-апреле. Сейчас поставщики фрахтуют контейнеры на июль, доставка которых в Россию выросла еще на 20%, сообщили «РГ» в международном логистическом альянсе АСЕХ. Всего с начала пандемии цены на доставку контейнеров из Китая в Россию выросли в 4-5 раз. В среднем за каждый из них поставщики платят 12 тыс. рублей.

Очередной грузовой кризис спровоцировала вспышка коронавируса в провинции Гуандун – центре контейнерной торговли, что привело к частичному закрытию терминала Яньтянь в Шэньчжэне и перераспределению грузов в пользу близлежащих терминалов. Сложившаяся ситуация вызвала заторы и сбои в работе портов, увеличение сроков и рост стоимости доставки грузов.Рынок грузоперевозок из Китая штормит с конца 2020 года. Сначала произошел дефицит грузовых контейнеров, он привел к сбоям в доставке грузов. В конце марта контейнеровоз сел на мель в Суэцком канале, заблокировав основной морской путь из Европы в Азию. «Будет ли текущая вспышка вируса более болезненной для рынка грузоперевозок, чем авария в Суэцком канале, сказать сложно. Скорее всего – да, поскольку количество задержанных контейнеров будет больше», – считает Мирослав Золотарев, руководитель Альянса АСЕХ.

Уже сейчас срок доставки грузов из Китая увеличился вдвое – до 65-85 дней. В результате многие поставщики начали искать альтернативные пути. К примеру, железнодорожный транспорт позволяет сократить срок перевозки грузов в Россию до 35-45 дней. Правда, за скорость приходится платить дополнительную надбавку. С нынешними ценами на доставку грузов морем альтернативой может стать даже перевозка товаров авиатранспортом, говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Конечно, не для всех грузов. Чаще всего на такую меру идут покупатели промышленного оборудования, высокотехнологичной техники и комплектующих к ней.

Всплеска цен на товары из Китая эксперты не ожидают. Поставщики заложили свои риски в стоимость готовой продукции еще в конце 2020 года, когда сложности с грузоперевозками только начались, отмечает Иван Федяков. А вот в случае стабилизации ситуации снижение цен на товары из Китая вполне возможно. Но случится это не раньше конца года.

Сейчас рынок вошел в стадию изменения каналов поставки продукции. Лучше всего это заметно в легкой промышленности. Обувь, одежду, аксессуары и текстиль из Азии поставлять стало долго и дорого. Товары из Китая активно замещаются аналогами из ЕАЭС.

Жандарова Ирина