02.07.2021
АЭИ "Прайм"

Фрахтовые ставки на спотовом рынке за полгода выросли в 5 раз в направлении Азия – Европа

Ставки фрахта на спотовом рынке за первое полугодие выросли более чем в пять раз, сообщил РИА Новости директор по стратегии и развитию транспортной группы Fesco Максим Шишков. Эксперты, опрошенные агентством, полагают, что железной дороге это не грозит.

Как рассказал Шишков, в январе-июне 2021 года на спотовом рынке фрахтовые ставки в направлении Азия – Европа через Суэцкий канал выросли более чем в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, цена за сорокофутовый контейнер сейчас составляет примерно 11 тысяч долларов.

«Рост ставок вызван разбалансировкой в цепочках поставок из-за резкого роста отгрузок в США и Европу, форс-мажорными обстоятельствами, такими как инцидент в Суэцком канале и ограничения в южных портах Китая, связанные с коронавирусом. Мы ожидаем охлаждение ставок в третьем квартале этого года», – полагает Шишков.

 

Стальной магистрали взрывной рост ставок не грозит

Президент Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин объяснил, что в отличии от рынка морских перевозок на рынке железнодорожных – непосредственно сама перевозка регулируется и в течение года не меняется.

«Однако, есть нюанс. Перевозку по железной дороге организует оператор. Именно оператор предоставляет фитинговую платформу, без которой невозможна перевозка контейнера по железной дороге. А вот стоимость услуги по предоставлению фитинговой платформы зависит от рынка. Всплеск спроса на фитинговые платформы толкает ставку вверх. В целом динамика прироста ставки по железной дороге не сопоставима с ростом ставок морского фрахта», – сообщил эксперт.

По словам заместителя директора департамента по работе с клиентами «Объединенной транспортно-логистической компании – Евразийский железнодорожный альянс» («ОТЛК ЕРА», совместное предприятие железных дорог Белоруссии, Казахстана и РФ) Сергея Зверкова, рост ставок на направлении «deep sea» подтолкнул грузоотправителей к переводу части грузопотока на железную дорогу, которая в текущей ситуации выступает «локомотивом стабильного и прогнозируемого способа доставки грузов».

«Комплексные ставки на организацию перевозок в составе ускоренных контейнерных поездов на направлении Китай – Европа – Китай по железнодорожной инфраструктуре Казахстана, России и Белоруссии в сервисах ОТЛК ЕРА через понранпереход Достык не изменялись в первом полугодии 2021 года. Индексация на последующий период пока не планируется и будет зависеть от рыночной ситуации», – утверждает Зверков.

 

Рост спроса на платформы обеспечен парком

Иванкин напомнил, что рынок железнодорожных контейнерных перевозок увязан с международным контейнерным рынком. «За счет разности объемов на направлениях Китай – Европа и Европа – Китай формируется дисбаланс фитинговых платформ на Востоке и Западе страны. Операторы подвижного состава в целом справляются с такими проблемами», – говорит Иванкин.

Так, по его мнению, в целом на рынке контейнерных железнодорожных перевозок сегодняшний рост обеспечен парком. «Если темпы прироста объемов сохранятся, то и в таких условиях дефицита вагонов не будет, так как вагоностроители уже имеют серьезный портфель заказов», – резюмировал эксперт.