08.07.2021
Газета "Российская газета"

График уплотняется

РЖД внедрят прорывную технологию регулирования хода поездов.

Компания «Российские железные дороги» (РЖД) с 2022 года начнет внедрять новые технологии интервального регулирования движения поездов, которые позволят существенно увеличить пропускную способность действующих магистралей.

Специалисты называют такие технологии прорывными.

Интервальное регулирование движения поездов будет основано на использовании инновационной российской системы автоблокировки с подвижным блок-участком.

Сейчас поезд останавливается на запрещающем сигнале светофора, когда сокращается расстояние с поездом, идущим впереди. Новая система вообще позволит отказаться от светофоров. Расстояние между составами будет регулироваться посредством «виртуальной сцепки». На последнем вагоне впереди идущего состава будет размещено устройство, передающее сигнал составу, идущему следом. В результате машинист будет руководствоваться расстоянием до впереди идущего состава и сможет сам выдерживать безопасное расстояние.

Такая технология позволяет сокращать интервал попутного следования до двух раз – с 10 до 5 минут. За счет этого на линии может одновременно идти больше поездов, а потому пропускная способность дороги возрастает. При этом координация режимов ведения локомотивов происходит по защищенному цифровому радиоканалу.

Через цифровой радиоканал на локомотив будет также в целом передаваться график движения поезда и ограничения скорости по пути. Вдоль железной дороги планируется развернуть ретрансляторы со специально выделенным диапазоном частот. В этом случае появится возможность сократить интервал между поездами до минимума.

По словам главы РЖД Олега Белозёрова, на действующей инфраструктуре можно будет пропускать больше поездов.

Соответственно, снизятся затраты на содержание, капитальное строительство. Но для этого необходимо обеспечить высокое качество используемых элементов инфраструктуры и повысить надежность локомотивов.

Такая система уже действует на восточном полигоне на перегонах Слюдянка-I – Большой Луг и Яблоновая – Лесная, отмечают в РЖД. После ее внедрения пропускная способность выросла на 20 пар поездов в сутки.

В перспективе предполагается создать радиоблок-центр, который позволит из одного места управлять десятками поездов. В 2022-2023 годах систему внедрят на участках Находка-Восточная – Хабаровск-II – Белогорск, Слюдянка-I – Улан-Удэ и Иркутск – Большой Луг, в 2023 – 2024 годах – на участках Улан-Удэ – Карымская – Чернышевск Забайкальский и Могоча – Белогорск, а до 2025 года – на участках Большой Луг – Иркутск – Мариинск и Чернышевск-Забайкальский – Могоча.

Гайва Евгений