09.07.2021
Газета "Коммерсантъ"

Со скидкой на будущее

Железные дороги дают льготы еще не выпущенному метанолу.

ОАО «РЖД» впервые в своей истории договорилось с грузоотправителем о скидках, отнесенных в будущее. Компания почти на треть сократит тариф на перевозку метанола со строящегося завода ЕСН в Сковородино с 2024 по 2030 год под гарантии объемов. В ЕСН говорят, что имеют трубопроводную и автомобильную альтернативу, но скидки делают железную дорогу эффективной. По мнению экспертов, отложенные скидки – хороший инструмент для ОАО «РЖД». Он снижает конкуренцию за востребованные маршруты и дает компании гарантию грузовой базы, а также возможность планирования инвестиций в расширение инфраструктуры.

ОАО «РЖД» сообщило о введении первой в своей практике отложенной скидки. Речь идет о снижение на 30,4% тарифа на перспективные экспортные перевозки метанола в цистернах из Сковородино Амурской области на станции Находка-Восточная и Блюхер в Приморском крае. Скидка дается на 2024-2030 годы включительно при условии ежегодной перевозки грузоотправителем не менее 800 тыс. тонн метанола в год.

Завод по производству метанола в Сковородино строит «Технолизинг», входящий в ЕСН Григория Березкина. Пуск завода запланирован на 2024 год, мощность – 1 млн тонн в год с возможным расширением до 2 млн тонн. 500 тыс. тонн в год из этого объема уже законтрактовано японской Marubeni на 20 лет. «У проекта есть ряд готовых логистических альтернатив, в том числе транспортировка продукции в КНР трубопроводным и автомобильным транспортом, – пояснили «Ъ» в ЕСН. – Но решение правления ОАО «РЖД» о предоставлении скидки делает доставку метанола по железной дороге экономически столь же целесообразной».

На фоне ухудшения грузовой базы, когда уголь и другие низкодоходные грузы постепенно занимают место дорогостоящих, ОАО «РЖД» стремится зафиксировать будущие объемы поставок высокодоходных грузов за счет высоких скидок. Первые долгосрочные скидки компания ввела с 2019 года: трехлетние – на перевозки газового конденсата со станции Лимбей и семилетние – на перевозки белорусских нефтепродуктов.

В конце 2020 года ОАО «РЖД» установило десятилетние скидки на перевозку 237,5 млн тонн нефтегрузов «Роснефти», а в июне договорилось с «Газпром нефтью» о железнодорожной отгрузке 3 млн тонн в год газового конденсата с Бованенково, который компания будет добывать с 2025 года. Непосредственно о скидке не сообщалось, но говорилось о совместной выработке схемы поставок, экономика которой лучше морской альтернативы.

В ОАО «РЖД» не пояснили, насколько масштабно собираются использовать «скидки на будущее». Чем раньше ОАО «РЖД» начинает взаимодействовать с перспективным грузоотправителем, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, тем лучше, поскольку оно обеспечивает себя грузовой базой и может за счет тарифных соглашений и предложений решения логистических проблем клиента повлиять на инвестрешение грузоотправителя, который, например, может в том числе учитывать возможность сокращения углеродного следа за счет железнодорожной транспортировки.

В случае с экспортом через восточные порты ОАО «РЖД» сталкивается с проблемой недостаточности инфраструктуры: на нее претендуют угольщики, для которых обсуждается введение механизма «бери или плати».

Глава «Роснефти» Игорь Сечин уже просил правительство наращивать угольный экспорт на восток без ущерба для перевозок других грузов, в том числе нефтяных, о том, что правительство проработает это, в среду на совещании с президентом говорил первый вице-премьер Андрей Белоусов. В ОАО «РЖД» «Ъ» пояснили, что при подготовке тарифных решений учитывают различные параметры – «как экономические, так и технологические, в том числе возможности инфраструктуры».

По мнению Михаила Бурмистрова, раннее планирование скидок позволит смягчить остроту конкуренции за провозные способности и доступ к экспортной инфраструктуре, поскольку сроки и понимание экономики проекта достаточны, чтобы успеть спланировать и реализовать расшивку потенциальных узких мест.

Скорлыгина Наталья