09.07.2021
ИА "Интерфакс"

Минпромторг предлагает исключить из получателей транспортных субсидий ЛПК при росте цен, металлургов и производителей удобрений

Минпромторг РФ предлагает лишить производителей лесопромышленного комплекса (ЛПК) субсидий на возмещение части затрат на транспортировку продукции в случае, если рост цен на нее с января по июнь превысил 30%.

Таким образом ведомство рассчитывает снизить стимулы для отправки продукции ЛПК на внешние рынки. Кроме того, министерство планирует исключить из получателей субсидий металлургов и производителей минеральных удобрений, которые, как предполагается, смогут компенсировать свои транспортные затраты через систему скидок РЖД.

Соответствующие предложения содержатся в подготовленных Минпромторгом изменениях в постановление правительства N496, регламентирующее правила предоставления субсидий на транспортировку продукции.

«В случае, если за период с января по июнь года, в котором проводится конкурс, цена на продукцию лесопромышленного комплекса (по кодам ТН ВЭД ЕАЭС: 4407, 4410, 4411, 4412) возросла в стоимостном выражении более чем на 30% по отношению к цене указанной продукции на 31 декабря года, предшествующего году проведения конкурса (в соответствии с методикой расчета мировых цен на промышленную продукцию, утверждаемой министерством промышленности и торговли РФ), прием заявок на участие в конкурсе и предоставление субсидий по указанной продукции, в году, в котором проводится конкурс, не осуществляется», – говорится в проекте изменения, размещенном для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru.

«Суть демпферного механизма предоставления субсидий для лесопромышленной отрасли состоит в предоставлении субсидии только в том случае, если стоимость продукции отрасли не превысила установленные пороговые значения в течение первого полугодия. Одна из задач данной нормы состоит в ограничении поддержки транспортировки продукции лесопромышленной отрасли на внешние рынки», – пояснили «Интерфаксу» в пресс-службе Минпромторга.

Помимо изменений, касающихся ЛПК, Минпромторг планирует в целом поменять структуру распределения субсидий на транспортировку отечественной продукции на экспорт, исключив из получателей субсидий металлургические компании и производителей минеральных удобрений в связи с тем, что они смогут претендовать на получение аналогичных компенсаций через скидки РЖД.

Как указано в подготовленной Минпромторгом пояснительной записке, такие скидки в адрес металлургов и производителей удобрений предусмотрены разрабатываемым в настоящее время постановлением правительства «Об утверждении правил предоставления ОАО «Российские железные дороги» субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением скидки на тарифы на перевозку промышленной продукции железнодорожным транспортом». «Одновременно с этим предлагаемыми изменениями вышеперечисленные отрасли промышленности исключаются из механизма инструмента поддержки, утвержденного постановлением N496», – отмечают в Минпромторге.

В настоящее время 496-е постановление предполагает направление 48% общего объема предусмотренных к распределению субсидий в адрес машиностроителей, 45% – в адрес обрабатывающей промышленности в лице химического, металлургического и лесоперерабатывающего комплексов, оставшихся 7% – в адрес других отраслей, в том числе фармацевтической. С внесением предложенных Минпромторгом изменений машиностроители смогут претендовать на 50% объема субсидий, компании химического и лесопромышленного комплекса – на 30%, а 20% будут распределены между другими отраслями. При установлении такой разбивки Минпромторг руководствовался данными о распределении субсидий Российским экспортным центром (РЭЦ) в 2020 году.

Распределение субсидий на транспортировку отечественной продукции реализуется через РЭЦ в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Механизм предполагает компенсацию до 80% фактически понесенных компаниями транспортных затрат в пределах установленных лимитов (не более 500 млн руб. в год), но не более 11% стоимости перевезенной продукции. Речь идет о расходах при перевозке продукции автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом (только для фармацевтической отрасли).

В 2020 году на эти цели было выделено 13 млрд рублей, сообщал Минпромторг. В этом году на субсидии на транспортировку в федеральном бюджете предусмотрено 18,6 млрд рублей, на 2022 год – 27,4 млрд рублей, на 2023 год – 28,8 млрд рублей.

Претендовать на субсидию в 2021 году могут компании, осуществившие поставку своей продукции на внешние рынки в период с 1 августа 2020 года по 31 июля текущего года и прошедшие конкурсный отбор Минпромторга.