26.07.2021
Газета "Ведомости"

Аварию на Транссибе ликвидировали за 2 дня

Но размытый дождями мост все же лишит РЖД 3,3 млн т грузов в июле, подсчитали эксперты

Обрушение моста на Транссибе в Забайкальском крае на перегоне Куэнга – Укурей, вблизи села Нижняя Куэнга, 23 июля застопорило перевозки в восточном направлении почти на двое суток.

Мост рухнул после наводнения и подмыва насыпи из-за сильных ливней (за сутки в регионе выпала месячная норма осадков).

Движение поездов (грузовых и пассажирских) по Транссибу было остановлено в обоих направлениях. ОАО РЖД известило грузоотправителей и операторов грузовых вагонов о том, что на трое суток вводит ограничение на отправку в восточном направлении всех грузов со станций восточнее ст. Бушлей Забайкальской железной дороги. Исключение сделали только для доставки продовольствия. Об этом сообщается в телеграмме монополии от 23 июля (есть у «Ведомостей»). Также в ней говорится, что 3 дня не будет осуществляться погрузка на станциях Дальневосточной железной дороги, участке Бушулей – Журавли Забайкальской железной дороги и Железных дорог Якутии.

Железнодорожная госмонополия вынуждена была отправить около 3,2 тыс. пассажиров к местам назначения самолетами и автобусами. Сохранить транзит социально значимых грузов – продуктов, топлива для предприятий, бензина и авиатоплива – железнодорожники старалась за счет «переброски» грузов с Транссиба на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). Но мощности последнего не могли «переварить» такой объем грузов, поскольку пропускные мощности однопутного БАМа не превышают 15% от возможностей Транссибирской магистрали.

«К сожалению, перенаправить [на Байкало-амурскую магистраль] все грузы невозможно, сегодня она и так работает на пределе своих возможностей», – сообщили РЖД в своем Telegram-канале.

Движение по первой железнодорожной ветке обрушившегося моста восстановили днем 25 июля - раньше срока, намеченного накануне на оперативном совещании президента Владимира Путина с членами Совета безопасности. Вторую ветку РЖД должны восстановить в течение пяти дней с момента аварии.

«Транссиба сейчас нет ни для кого. Это последствия стихийного бедствия, от которого страдают все, не только компании-операторы грузовых вагонов», – сказал «Ведомостям» представитель Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). В СОЖТ рассчитывают, что существенных потерь в объемах перевозок удастся избежать, если движение быстро восстановят.

По словам зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС) Дениса Семенкина, в первую очередь, потери понесут операторы вагонов для перевозки угля, металлов и железной руды в адрес дальневосточных портов. «Это «дочка» СУЭКа «Национальная транспортная компания», а также ПГК, ФГК, Новотранс, Угольтранс, – перечисляет он. – Пострадают также контейнерные операторы, осуществляющие перевозки между Дальним Востоком и западной частью России».

Официальный представитель ГК «Дело» (управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, а также парком платформ для контейнерных перевозок через «ТрансКонтейнер») сказал «Ведомостям», что сбой движения по Транссибу создает дополнительное напряжения на рынке контейнерных перевозок, при том что обстановка и так сложная в связи с их резким подорожанием в течение 2020 года. «Такой форс-мажор может существенно повлиять на планы наших клиентов, особенно в отраслях, критически завязанных на сроки поставок», – беспокоится он.

Директор Rail Cargo Logistics-RUS (входит в дочернюю компанию австрийских железных дорог ÖBB - Rail Cargo Group) Александр Баскаков добавил, что «пробки» на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах наблюдались еще до паводка. «С обрушением моста ситуация только ухудшится, считает он. ЧП в Забайкалье, по его словам, также может мешать доставке транзитных грузов по маршруту Китай – Европа – Китай. «Во Внутренней Монголии (автономный район на севере Китая – «Ведомости») то же наблюдаются ливни и наводнения. Более-менее стабильно работает сегодня только погранпереход Достык – Алтынколь, но он забит транзитом», – говорит Баскаков.

«Восстановление второй ветки Транссиба может занять до недели, полагают источники «Ведомостей» в компаниях-операторах. Течение в реке Ареда бурное, в регионе продолжают идти мощные дожди», – поясняет один из собеседников.

По оценкам Института исследований проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД), минимальные потери погрузки для РЖД в июле составят 3,3 млн т. «С учетом того, что в дальнейшем потребуется также корректировка суточной погрузки для стабилизации ситуации и обеспечения пропуска простаивающих поездов железнодорожники потеряют еще 3,2 млн т до середины первой декады августа», – сказал глава института Павел Иванкин. План работы РЖД на июль этого года предполагал рост погрузки на 4,6% к июлю 2020 года и 0,5% к июлю «доковидного» 2019 года, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источники. Погрузка в июле прошлого года составила 103,8 млн т.

По словам Иванкина, сбой движения на Транссибе также негативно отразится на транзитных контейнерных перевозках: отставание от плана составит 5-5,5%, считает эксперт.

Денис Семенкин из АОЖДПС предупредил и о долгосрочных рисках коллапса на железной дороге из-за обрушения моста: «На Дальнем Востоке будет скапливаться большое количество порожних вагонов, которые не смогут после разгрузки перенаправить, например, на Кузбасс. Это создаст дефицит свободного подвижного состава». И накапливающиеся проблемы, по его словам, с каждым днем будет решать все сложнее. «Если движение полностью не восстановят в течение недели, то вагоны будут разъезжаться по сети РЖД около двух месяцев», – предупреждает Семенкин.

РЖД сегодня реализуют масштабную программу модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМа и Транссиба) до 2024 года, включая проект «Транссиб за 7 суток». Согласно программе, в 2024 году эти железнодорожные магистрали смогут пропускать до 180 млн т грузов в год против 144 млн т – в 2020. Но даже такое существенное расширение возможностей Восточного полигона не поможет исключить риски, как в случае с обрушением моста в Забайкалье: «Высокий износ мостов и искусственных сооружений - важная проблема железнодорожной инфраструктуры. Но отдельная программа их комплексного обновления у РЖД отсутствует, что делает неизбежным аварии на них», – говорит гендиректор Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров.

В Минтрансе и правительстве Кузбасса на запросы «Ведомостей» не ответили. Также поступили крупные операторы грузовых вагонов (ФГК, ПГК, Новотранс и т. д. ), угольные и металлургические компании (СУЭК, «Кузбассразрезугль», «СДС-уголь», «Мечел», «Евраз» и др). В РЖД от дополнительных комментариев отказались.

Потаева Ксения