29.07.2021
"Независимая газета"

У комсомольской стройки появился близнец на БАМе

Хуснуллин придаст ускорение БАМу

Российское правительство пытается сделать железнодорожное сообщение на востоке страны более надежным и эффективным. Запланированы бюджетные расходы на строительство и электрификацию Байкало-Амурской магистрали (БАМа) и Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиба). Устаревшая инфраструктура этих магистралей подвержена серьезным природным рискам. Кроме того, транспортные ограничения затрудняют использование российских дорог для поставок сырья в Китай и встречных контейнерных перевозок. В среду президент Владимир Путин в режиме видеоконференции дал разрешение на начало движения по новому железнодорожному Байкальскому тоннелю.

Благодаря открытию второго тоннеля пропускная способность БАМа возрастет в разы, с 17 пар поездов до 33 на первом этапе, а потом – до 57. «Это откроет новые возможности для бизнеса, для увеличения грузоперевозок на Восточном полигоне в целом, для реализации транзитного потенциала России», – сказал Путин.

Новый тоннель, построенный в 35 м от старого, также соединяет Иркутскую область с Бурятией. Его длина – около 6,7 км, глубина заложения – до 300 м. Из-за того, что построенный еще в 1985 году старый тоннель был однопутным, поезда подолгу простаивали здесь, ожидая своей очереди на проход. Как ожидается, после запуска второго тоннеля провозная способность участка увеличится в 2,5 раза – с 13,2 млн до 32,4 млн т грузов в год.

Строительство второго тоннеля началось в 2014 году в рамках проекта развития и модернизации БАМа и Транссиба. Торжественная «сбойка» тоннеля (то есть когда строители, шедшие с двух сторон, встретились под землей) состоялась в марте 2018 года, тогда их также в режиме телемоста приветствовал Путин. Но поезда пошли только сейчас.

Вице-премьер Марат Хуснуллин предложил в среду ускорить строительство третьего этапа развития БАМа и Транссиба и пообещал в ближайшее время доложить президенту о планах строительства. Он отметил: «Этот тоннель мы строили 5,5 лет, но есть еще Кузнецовский, который надо построить за 4 года, чтобы не сдерживать развитие всего БАМа».

Транссиб – это двухпутная электрифицированная железнодорожная линия от Москвы до Владивостока (10 тыс. км), оборудованная достаточно современными средствами информатизации и связи. Она связана тремя соединительными линиями с БАМом, протянувшимся на 4,3 тыс. км от Советской Гавани до Тайшета (где обе магистрали встречаются). Большая часть БАМа состоит из однопутных участков с тепловозной тягой и нуждается в модернизации.

Первый этап модернизации БАМа и Транссиба, как ожидается, будет завершен в 2021 году, будет построено около 670 км путей, а провозная способность двух магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока вырастет с нынешних 132 млн до 144 млн т. Первая очередь этого проекта оценивалась в 520,5 млрд рублей. В мае премьер-министр Михаил Мишустин утвердил параметры второго этапа, в рамках которого планируется построить 1,3 тыс. км. Глава кабинета заявлял, что до 2024 года на развитие транспортной инфраструктуры, в том числе на модернизацию БАМа и Транссиба, планируется выделить 780 млрд рублей. Реализация второго этапа должна увеличить пропускную способность до 180 млн т в год до 2024 года.

Формирование современной транспортной инфраструктуры продолжится по всей стране, это необходимо для повышения связанности российских территорий, заявил в среду глава государства. По словам Путина, это необходимо и для создания эффективных транспортных коридоров, объединяющих не только европейскую часть России с той частью, что находится за Уралом, но и вообще Европу и Азию.

Будущая инфраструктура, однако, может оказаться уязвимой из-за того, что уже проложенная устаревает морально и технически, не выдерживая ударов стихии. В ночь на 26 июля РЖД удалось восстановить движение по мосту через реку Ареда на Транссибе, который днями раньше был разрушен паводком (всего разрушено несколько десятков мостов). Из-за бедствия около 3 тыс. пассажиров продолжили путь на автобусах и самолетах, а отправка грузов по Транссибу, кроме продовольствия, была остановлена на несколько дней полностью. То есть Транссиб, которому прочили светлое будущее как главному транзитному пути из Китая в Европу, особенно после затора в Суэцком канале, оказался весьма уязвим.

В конце июня стало известно, что Путин поручил правительству и РЖД найти ответственных за задержку работ по расширению БАМа и Транссиба. Как оказалось, показатели провозной способности Восточного полигона были достигнуты формально, притом что отмечались серьезные задержки с вводом объектов. СМИ отмечали, что до середины апреля 2022 года силовые структуры, в том числе Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ и МВД должны проверить законность расходования госсредств, выделяемых на развитие полигона. В те же сроки Счетная палата должна проверить эффективность и результативность использования средств, привлеченных на расширение Восточного полигона за счет инвестиционной надбавки к тарифу на грузоперевозки.

7 июля Владимир Путин потребовал не откладывать сроки работ по модернизации БАМа и Транссиба, а в случае нехватки строителей привлекать военных железнодорожников. Первый вице-премьер Андрей Белоусов докладывал о проблемах, которые вызывают растущие объемы перевозки угля. По его словам, 6 млн т добавились только с нового месторождения в Якутии, и пришлось принимать отдельные защитные меры, чтобы место на железке осталось кузбасскому углю. Экспортные цены угля выросли в разы, и предприниматели готовы строить свои железные дороги до океана.

Кроме того, заметными темпами растут контейнерные перевозки: за первый квартал 2021 года объемы транзитных перевозок контейнеров из Китая в Европу и обратно выросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщали в РЖД. Поездами через территорию РФ перевезли около 1,2 млн т грузов.

Маршрут, в целом, удобный: если через Суэцкий канал грузы из портов Азии в европейские порты везут 40-45 суток, то по российскому сухопутному транзитному маршруту товары добираются до Балтики 25-30 суток, из них транзит через территорию РФ занимает 12 суток. Правда, чтобы заманить иностранных перевозчиков, казне приходится субсидировать эти перевозки: с 2020 года на один перевезенный 40-футовый контейнер выделяется 1 тыс. долларов.

«При построении сложных логистических маршрутов приходится руководствоваться не только стандартными оценками бизнес-моделей. Недавнее нарушение движения на Транссибе вследствие обрушения моста привело не только к прямым и косвенным экономическим убыткам перевозчиков. В ситуацию пришлось вмешиваться руководству страны и давать указания по логистике для доставки товаров первой необходимости. Подобный опыт заставляет посмотреть иначе на организацию перевозок на Восточном полигоне РФ с всесторонним инженерным анализом, учитывающим и дефицит энергомощностей, и вечную мерзлоту, и недостаток инфраструктуры и т. д.», – сказал «НГ» вице-президент Российского союза инженеров Шамсудин Зиниев.

У того, что Транссиб и БАМ не получили ожидавшихся выгод от растущего железнодорожного потока на маршруте Китай – Европа, комплекс причин, говорит эксперт инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

Комраков Анатолий