30.07.2021
Газета "Комсомольская правда"

Вагон-бистро вперед летит

Чем в поездах кормят по-новому, узнал корреспондент «КП»

В конце мая поклонников железной дороги огорошили: вагоны-рестораны уберут. Не то чтобы пассажиры в них часто бывали. Слишком дорого. Но вагон-ресторан – это история и часть бренда железнодорожного транспорта.

Руководство РЖД пояснило: вагоны-рестораны остаются в туристических («Сочи», «Жемчужина Кавказа», «Байкальская сказка») и фирменных поездах. А на маршруты дальнего следования начали выводить вагоны-бистро. Корреспондент «КП» купил билеты на поезд Москва – Адлер, чтобы отобедать по-новому.

«ЭТО НЕ ФАСТФУД»

В вагоне-ресторане повар готовил во время движения. А что же бистро? Неужто переведут на полуфабрикаты?

«Это не фастфуд! Меню включает детские и вегетарианские блюда, супы, салаты, горячие блюда из мяса и рыбы, десерты», - сообщили в пресс-службе «ФПК», «дочке» РЖД, которая отвечает за перевозки в дальнем следовании.

Все готовят на фабрике-кухне. Каждое блюдо фасуют по контейнерам, как в самолете, подвергают шоковой заморозке и отправляют в поезда.

Готовые блюда подают на фарфоровых тарелках, приносят приборы. Для разогрева используют пароконвектомат – большие профессиональные микроволновки, которые не пересушивают пищу и дают равномерный прогрев.

СТАЛО ДЕШЕВЛЕ

Помню, в студенчестве по пути на научную конференцию заглянул в гастрономический вагон. Смог позволить себе чашку чая за 350 рублей. Рестораны в поездах обслуживали частные компании, которые арендовали вагон. Они сами составляли меню и назначали цены – везде разные. Теперь в общепите на колесах – единое меню, стандарты сервировки и цены.

Бистро открыто с 08:00 до 00:00 с небольшим перерывом на санобработку. Можно поесть в зале или заказать на свое место. Свежие продукты в поездах все еще возят. Из них готовят для пассажиров СВ и купе – сейчас в стоимость большинства билетов входит обед. Но скоро и для пассажиров с включенным питанием блюда будут производить на фабрике.

Час был ранний, поэтому прошу подать завтрак. Сразу все, что в наличии. Несут сырники (350 рублей), омлет (290 рублей) и блинчики (250 рублей). К каждому блюду полагается напиток на выбор – чай, кофе или морс.

Когда первый кусок омлета лег на язык, я не поверил, что это готовили на фабрике и замораживали. Омлет украшен кунжутом, семенами тыквы, сливочным сыром. Еще и финтифлюшка из огурца, сбрызнутая бальзамическим уксусом. Сырники и блинчики оказались обычными.

САМЫЕ ДОРОГИЕ БЛЮДА

Ехать из Москвы до Адлера я не собирался – взял билет до Рязани. В дороге – чуть больше двух часов. Из-за столика за спиной раздавалось довольное хлюпанье и чавканье.

«Вот это солянка! Просто улет!» – нахваливал похлебку взъерошенный пассажир.

Так я понял, что на обед, к которому пришлось переходить через 15 минут после завтрака, чтобы все успеть, солянку можно не брать. Ее уже отрецензировали за меня. Прошу куриный суп (180 рублей) – добротный, макароны не разваренные. На второе – 2 самых дорогих блюда: индейка с овощами (540 рублей) и пенне с тигровыми креветками в соусе помодоро (590 рублей). Индейка рубленая, с большим количеством тушеных зеленых перцев. Пенне, или в простонародье макароны перья, вышли не альденте (состояние легкой упругости – ред.). Но и не переваренные. Мясистых креветок не пожалели.

Я объелся, но набрался сил и заказал еще позицию из детского меню – картофельное пюре (190 рублей) с наггетсами (290 рублей). Принесли такую порцию, что можно накормить многодетную семью. Нареканий к качеству нет.

СПРАВКА «КП»

Спасибо Микояну за эти рестораны

Вагоны-рестораны появились в царской России на рубеже XIX-XX веков. Первое время были лишь в поездах императорской семьи. Потом их поставили на международные направления и понемногу начали вводить внутри страны. Но Первая мировая и революция прервали тенденцию.

На железную дорогу они вернулись благодаря наркому Анастасу Микояну, которого называют отцом советского общепита. Он распорядился разработать единые стандарты питания в поездах и запустить вагоны-рестораны в массы.

В документах 30-х годов можно встретить примеры блюд, которые предлагались гостям вагона ресторана: заливная осетрина, ростбиф, рулет из гуся, суп ризотто, жареная белуга, миндальное безе, пунш. В первые годы высокой планке стремились соответствовать. Продукты для вагонов-ресторанов особой строкой шли через распределители.

С началом Великой Отечественной и после нее меню стало проще. Неизменным оставался роскошный интерьер: букет на столе, накрахмаленные скатерти, фарфоровые тарелки, в некоторых даже ставили пианино.

Абрамов Андрей