ИзображениеСергей Зайцев – машинист железнодорожно-строительных машин путевой машинной станции № 74 (станция Ин). В канун профессионального праздника он получил высшую отраслевую награду – звание «Почетный железнодорожник ОАО «РЖД». Почти 40 лет он отдал любимому делу и ни разу не пожалел о своем выборе.

Сергей Иванович считает, что он не просто машинист или путеец. Все, что он может, объединяет профессия «строитель». Она ассоциируется у нашего героя с созиданием. А это и виртуозное управление разной строительной техникой, и владение премудростями путейского дела. Поэтому и День железнодорожника, и День строителя считает своими профессиональными праздниками.

– Смотришь на путь, сделанный тобой «с нуля», по которому бегут поезда, и понимаешь, какое важное дело тебе по плечу. Сколько уложенных километров в моем профессиональном багаже? Не сосчитать. Половину жизни провел в командировках. Под стук колес, знаете, как хорошо спится, – улыбается мой собеседник. – Домой приезжаю, чего-то не хватает – сердце снова просится в дорогу.

А первым «почетником» в семье Сергея Зайцева был дед. Как устроился он в 1937 году обходчиком пути на станцию Зея, так до пенсии и проработал с «рельсами-шпалами», менялась только география. Успел «между делом» повоевать на Восточном фронте в Великую Отечественную, а потом вновь вернулся «на чугунку», но уже на комсомольскую ветку.

– Моисей Кузьмич имел непререкаемый авторитет в семье. Я помню, как рассматривал значок деда с паровозом – ценность награды еще не осознавал. Или «Орден Ленина» – за трудовую доблесть, фронтовые медали. Конечно, образ деда сыграл в моей жизни важную роль. Но к моему железнодорожному будущему приложила руку и любимая бабуля, – рассказывает Сергей Иванович. – Однажды она, договорившись со знакомым машинистом, устроила путешествие прямо в кабине паровоза! Эти 30 километров, полные восторженного счастья, я помню до сих пор. Мы стояли сбоку у тендера, стараясь не мешать бригаде. Кабина в дыму, жар от топки, ветер в лицо из окна, все движется внутри, гудит. Такая мощь, не передать словами. С тех пор железная дорога прочно вошла в мое детское сознание.

Однако после школы Сергей, как и многие его сверстники, жизнь начал с «фазанки» – именно так называли в советское время училища, где давали азы рабочих профессий. Выучился на тракториста, потом ушел в армию, где освоил вторую профессию – телефониста дальней связи. Командование предлагало остаться на контракт, но дома Сергея ждала молодая жена.

– У нас уже подрастала девчоночка, и надо было кормить семью. Стабильность же я нашел на железной дороге. Это был 1982 год. Прочитав в военкомате объявление о наборе на курсы помощников машиниста железнодорожных строительных машин, я устроился в ПМС № 74. На тот момент ее руководителем был Виктор Григорьевич Дубинин, – рассказывает Сергей Иванович. – На базе ПМС тогда стояло несколько рядов пассажирских вагонов, в которых жили и работали строители, дома строить начали позже. Три бригады по 60 человек, не считая сезонных работников. Были и командировки в разные точки Дальневосточной магистрали. Я, благодаря родной ПМС, можно сказать, страну посмотрел и призвание свое нашел.

Сергей Зайцев за прошедшие 40 лет принимал участие практически во всех крупных стройках, где была задействована ПМС.

– Особенным, ярким воспоминанием стала командировка на БАМ в середине 90-х годов. Суровый край сразу показал нам характер: снега по колено, холод страшный, но ведь и мы не из слабаков, недаром на железной дороге работают «железные» люди, другие не выдерживают, – говорит, снова улыбаясь, Сергей Иванович. – С теплом вспоминаю и командировку на Сахалин на перешивку островной колеи на общесетевой формат. Вот вы спрашиваете, а где труднее всего было? Не могу сказать, потому что в душе остаются только хорошие моменты. Такой я человек – во всем стараюсь видеть позитив.

Свободное же от работы время, а отпуска у работников ПМС в основном приходятся на зиму, когда заканчивается путейская страда, Сергей Зайцев предпочитает проводить на природе.

– Беру охотничье ружье и ухожу в лес, по 30-40 километров наматываю по распадкам за день. Для меня это лучший отдых. За это время успеваю соскучиться по работе, родному коллективу, – подводит итог беседе он. – Это о чем-то, думаю, говорит…

 

На фото: Сергея Зайцева с высокой наградой поздравил начальник Дальневосточной магистрали Николай Маклыгин

Фото: Александр Синяков

 

Наталья Кузьмина