ИзображениеАлександр Касаткевич, начальник Северной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре:

Несмотря на ограничения, СЖД наращивает пассажиропоток и повышает качество обслуживания пассажиров.

– Александр Валерьевич, как вы оцениваете результаты летней пассажирской кампании?

– Только позитивно. Объем пригородного движения восстановили полностью, дальнего следования – кроме двух пар поездов № 133/134 Минск – Архангельск и № 273/274 Архангельск – Белгород. За летний период отправили 5 млн 141 тыс. пассажиров, что составило 88% к уровню 2019 года, но выше прошлогоднего на 33%.

Транспортная подвижность населения восстанавливается. Но без соблюдения мер предосторожности велика вероятность скатиться в новую волну коронавируса. Для минимизации этого риска пассажирский комплекс продолжает работать с соблюдением всех требований Роспотребнадзора. Фронт-персонал носит маски и перчатки. Все пассажиры проходят термометрию. В поездах и на объектах инфраструктуры регулярно проводится дезинфекция.

Летние перевозки прошли в условиях соблюдения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Аккредитованные подразделения транспортной безопасности работали на 17 вокзальных комплексах, 28 вокзалов оснащены системой видеонаблюдения.

– А что можно сказать о детских перевозках?

– Ситуация с пандемией в стране внесла коррективы и в перевозку детских групп, но нам удалось в летний период доставить к местам отдыха около 40 тысяч юных пассажиров. Всего по дороге проследовало 24 детских состава. Около 4 тысяч ребят были перевезены в оздоровительные лагеря «Сахареж» и «Березка» в пригородных поездах.

– За два года мы привыкли увязывать пассажиропоток с пандемией. Но она уйдет и придется наращивать пассажирские перевозки без оглядки на коронавирус. Что для этого можно и нужно делать?

– Повышать качество обслуживания пассажиров. Это значит, делать красивыми и удобными вокзалы и объекты инфраструктуры. Развивать новые сервисы и услуги. Строить новые платформы. Ускорять поезда. Обновлять устаревший подвижной состав, меняя его на инновационный. Развивать маршрутную сеть. Быть точными, как часы, и безопасными, как материнские объятия. Вот тогда пассажиры будут предпочитать железную дорогу другим видам транспорта.

– В мае нынешнего года заработала новая транспортная сеть в Ивановской области. Это пример наращивания пассажиропотока путем дружественного отношения к пассажиру?

– Безусловно! Транспортную сеть мы разрабатывали совместно с АО «Северная пригородная пассажирская компания» и правительством Ивановской области. Для ее запуска построили пять новых платформ, ввели 24 дополнительных пригородных поезда – рельсовые автобусы «Орлан». Расписание поездов максимально согласовали для обеспечения пересадочного проезда. Разработали новое тарифное меню: в городской черте и ближнем пригороде (Кохма, Текстильный, Строкино) снизили тариф с 31 до 25 рублей. На маршрутах от Иваново до Шуи, Тейково и Фурманова – до 90-100 рублей. Предусмотрели проездные абонементы с гибкой системой скидок.

В итоге число отправленных пассажиров за летний период выросло на 34% – с 243 тысяч человек в 2019 году, до 326 тысяч в 2021-м. Новая транспортная сеть создала серьезную конкуренцию автотранспортным предприятиям. Многие из них пошли на снижение тарифов на междугородных перевозках.

– Что удалось сделать для сокращения времени в пути следования поездов?

– В 2021 году по отношению к 2019 году ускорили 11 пассажирских и 83 пригородных поезда. Общее время ускорения пассажирских поездов составило 22 часа 20 минут, пригородных – 11 часов 41 минута. Только в Ивановской области на 93 минуты ускорено девять пригородных поездов на маршрутах Иваново – Юрьев-Польский, Иваново – Кинешма, Иваново – Ковров. Данная работа продолжается.

В сентябре на 26 минут ускорены пригородные поезда на участке Архангельск-Город – Обозерская – Пукса. 15 сентября состоялась опытная поездка рельсового автобуса по маршруту Котлас – Великий Устюг, с целью выявления временных резервов в расписании поезда для его ускорения.

– С начала 2021 года на вокзалах магистрали внедряется информационно-справочная система (ИСС) – терминал для видеосвязи с оператором колл-центра в Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов. Как новый сервис зарекомендовал себя?

– Отзывы положительные. Новый сервис предоставляет пассажирам возможность поиска необходимых поездов и составления маршрутов поездки, в том числе с пересадками в комфортном временном интервале. Всю информацию можно получить через терминал быстро и качественно. Возникающие вопросы пассажиры могут решить с помощью оператора колл-центра. Сейчас терминалы ИСС установлены на 16 вокзалах Северной железной дороги, в том числе на отдаленных – в Воркуте, Ухте, Северодвинске. В сентябре планируется установить терминалы в Коноше, Няндоме и Усинске. В перспективе рассматривается расширение функционала ИСС другими справочно-информационными услугами.

Также пассажиры положительно оценили проведенную в текущем году цифровизацию.

19 модулей Wi-Fi было установлено в пригородных поездах и столько же – в залах ожидания наших вокзалов. Интернет стал доступней пассажирам.

– На пассажиропоток может влиять и подвижной состав. Как идет замена старого подвижного состава?

– Семимильными шагами. За последний год мы напитали рельсовыми автобусами «Орлан» Ивановскую и Архангельскую области. В обозримой перспективе «Орланы» будут направлены на маршрут Ярославль – Рыбинск, в проектах и другие маршруты. Уже в следующем году в пригородном сообщении около трети общего парка Северной дирекции моторвагонного подвижного состава должны составлять рельсовые автобусы.

– На Северную магистраль вы пришли с Октябрьской железной дороги совсем недавно. Как свежим взглядом оцениваете состояние пассажирских перевозок и намерены ли что-либо менять, развивать?

– Оцениваю со знаком плюс. Здесь работают профессионалы, умеющие ставить цели и их добиваться. Дальше будем двигаться по векторам, обозначенным в программе развития пассажирских перевозок. Здесь и развитие транспортной сети, и ускорение поездов, и совершенствование пассажирской инфраструктуры и сервисов. И все важно! В условиях пандемии начали развивать новый вид бизнеса – внутренний туризм. Весной этого года начала действовать рабочая группа во главе с первым заместителем начальника дороги Игорем Наталенко. Установили тесные связи с Союзом городов Золотого кольца и совместно наработали проекты и предложили ярославским туроператорам включить в экскурсионные программы перевозки ретропоездами Ярославль – Кострома и Ярославль – Рыбинск. Туроператорам идея понравилась, но из-за пандемии они побоялись не набрать туристов. Поэтому было принято решение выйти на туристический рынок самостоятельно. В июле АО «Северная пригородная пассажирская компания» вошла в Единый федеральный реестр туроператоров и уже в августе предложила на рынок первый мультимодальный туристический продукт – путешествие ретропоездом от Ярославля до Ростова и экскурсию по Ростову. Наша совместная задача – развивать данное направление.

 

Фото: архив СЖД

 

Беседовала Елена Солондаева