22.09.2021
Газета "Коммерсантъ"

Железные дороги тянут на север

В обновленную инвестпрограмму РЖД добавили более 1 трлн руб. на инфраструктуру.

В подорожавшую инвестпрограмму ОАО «РЖД» вернулся широтный ход.

Проект долгосрочной инвестпрограммы ОАО «РЖД», по информации «Ъ», предполагает рост инвестиций в 2022-2025 годах на 800 млрд руб. и исполнен в соответствии с пожеланиями президента. Средства на строительство Северного широтного хода, снятые до лучших времен, возвращены в размере 150 млрд руб. Обновление инфраструктуры, на недостаточные темпы которого указывал президент, до 2025 года получит дополнительно сразу 1 трлн руб. Зато из проекта полностью исчез дорогостоящий обход черноморского побережья и большая часть средств для высокоскоростной магистрали «Москва – Петербург».

ОАО «РЖД» готовится скорректировать инвестпрограмму до 2025 года. Как сообщили «Ъ» источники, она может быть увеличена на 800 млрд руб., до 4,3 трлн руб. Вложения в 2022 году запланированы на уровне 1,06 трлн руб., в 2023 и 2024 году – 1,18 и 1,16 трлн руб. соответственно, в 2025 году – 882 млрд руб. Прежняя версия инвестпрограммы, утвержденная в конце 2020 года, предполагала 700-800 млрд руб. инвестиций в год в 2021-2023 годах.

Как и прежде, основным источником инвестиций должны стать собственные средства монополии (707 млрд руб.). Объемных вливаний из бюджета не предполагается: они даже сократятся на 36 млрд руб. относительно ранее запланированного уровня – до 194 млрд руб. Зато поступления из ФНБ увеличатся на 97 млрд руб., до 137 млрд руб.

Из проекта выбыла одна мегастройка: железнодорожная линия Кривенковская – Сочи, призванная заменить линию вдоль черноморского побережья. Вместо запланированных в 2022-2025 годах 138 млрд руб. инвестиций на этот период предусмотрен ноль. Та же судьба постигла другие подпроекты Южного кластера: от почти 350 млрд руб. инвестиций на него осталось лишь 1,7 млрд руб. Заметно урезаны и вложения в высокоскоростную магистраль (ВСМ) «Москва – Петербург» – на 132 млрд из 225 млрд руб. Глава Минфина Антон Силуанов заявил 21 сентября, что проект может быть реализован на заемные средства.

Зато в повестку дня вернулся Северный широтный ход (СШХ, смычка между Северной и Свердловской железными дорогами на Ямале длиной 700 км), с которого раньше, наоборот, инвестиции снимали. На проект предусмотрено 150,5 млрд руб. В апреле о необходимости начать строительство СШХ заявил Владимир Путин, указав, что профинансировать его можно было бы за счет инфраструктурных кредитов регионам. На прошлой неделе вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что заявка Ямала по СШХ «на выходе». В августе Минэкономики сообщало о возможности финансирования проекта из ФНБ. Пока в проекте инвестпрограммы ОАО «РЖД» основной объем инвестиций на СШХ все равно предусматривается из средств самой монополии (83,2 млрд руб.); из ФНБ и от ЯНАО поступит 32 и 35 млрд руб. соответственно.

Но больше всего денег предлагается добавить на проекты обновления железнодорожной инфраструктуры: до 2025 года предусмотрен дополнительно 1 трлн руб. Этот невероятный рост вложений перекликается с замечанием Владимира Путина в декабре 2020 года при обсуждении предыдущей версии инвестпрограммы. Он отмечал, что «количество железнодорожного хозяйства, требующего ремонта, сокращается, но все-таки оно еще не достигло уровня, по-моему, даже 2015 года, поэтому есть над чем работать». В ОАО «РЖД» не пояснили, что именно компания собирается ремонтировать и обновлять за такие средства.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что такое существенное увеличение инвестпрограммы – очень масштабный вызов с учетом планируемых доходов ОАО «РЖД», и непонятно, как компания будет способна ее профинансировать. По его мнению, ОАО «РЖД» придется сокращать ряд статей, если не будет увеличена господдержка. Но, полагает эксперт, структура инвестпрограммы приобрела более здравый вид и оправданный фокус на грузовые перевозки, после того как из нее убрали обход черноморского побережья и существенно сократили ассигнования на ВСМ. Что касается обновления основных фондов, то, по мнению господина Бурмистрова, наиболее остро стоит проблема высокого износа искусственных сооружений, в том числе мостов, на которых регулярно происходят аварии.

Скорлыгина Наталья