21.09.2021
ИА "Интерфакс"

Главы Забайкальской и Горьковской железных дорог РЖД победили на выборах в Госдуму

Начальники двух региональных филиалов ОАО «РЖД» победили на выборах депутатов Государственной Думы РФ по одномандатным спискам.

Согласно информации на сайте Центральной избирательной комиссии РФ, глава Забайкальской железной дороги Александр Скачков набрал наибольшее число голосов (38,48%) в читинском округе (Забайкальский край), руководитель Горьковской железной дороги Анатолий Лесун – в нижегородском (43,61%). Оба – выдвиженцы «Единой России».

В Думе предыдущего созыва комитет по транспорту и строительству не отличался законодательной активностью в железнодорожной сфере. Между тем, она появилась летом, незадолго до сложения полномочий депутатами старого состава перед выборами.

В частности, в июне в нижнюю палату парламента был внесен проект поправок в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» и Устав железнодорожного транспорта РФ, уточняющий порядок использования подвижного состава, перевозки грузов, а также устанавливающий требования к вагонным операторам и их деятельности.

Суть инициатив в начале сентября комментировал замглавы «Российских железных дорог» Алексей Шило. По мнению компании, владельцы вагонов должны предоставлять грузоотправителям подвижной состав вне зависимости от рыночной конъюнктуры. «Зачастую решать задачи в интересах страны, если у оператора нет обязанности обеспечивать перевозки, становится проблематично. Эти «серые зоны» регулирования мы предлагали убрать», – отмечал топ-менеджер.

«Со стороны операторов задача одна – получить максимальную прибыль. Но для экономики страны, нам кажется, это не является первостепенной задачей. Наверное, должно быть как-то более правильно. (Владельцы вагонов) должны социальную ответственность тоже иметь», – заявлял он.

«В первую очередь мы говорим про универсальный подвижной состав. (...) Если у меня есть зерновозы, и есть фермерские хозяйства, которые не имеют такого парка, и ты им имеешь право отказать, с этим надо бороться обязательно», – говорил Шило. «Понятно, что операторам не хотелось бы, чтобы все регулировали. Но, тем не менее, дискуссия, нам кажется, была бы очень интересна, если б мы ее хотя бы начали», – отмечал зам. главы «Российских железных дорог».

Кроме того, авторы проекта предлагают в связи с профицитом подвижного состава на железнодорожной сети и ее перегруженности дать перевозчику право перемещать порожние грузовые вагоны не только с припортовых, но и с других станций, отвечающим критериям, которые определит правительство. Это, в том числе, позволит не допустить локального дефицита в периоды пиковой погрузки, считают инициаторы идеи.

Также законопроект предполагает введение штрафов за отказ от заказанной у РЖД перевозки порожних вагонов и сбора за изменения в соответствующие запросы. Сейчас такие санкции распространяются только на груженый подвижной состав.

Помимо менеджеров «Российских железных дорог» на выборах в Госдуму победил и директор по персоналу «Уралвагонзавода» (УВЗ, актив «Ростеха») Константин Захаров (также выдвигался «Единой Россией» в нижнетагильском одномандатном округе, набрал 31,75% голосов, согласно сообщению УВЗ).

Концерн известен своим серьезным лоббистским ресурсом (правда, на правительственном уровне), в частности, с подачи его руководства в прошлом был введен запрет на продление срока службы грузовых вагонов без модернизации и повторной сертификации, что привело к массовому списанию подвижного состава с 2016 г. и разгрузило железнодорожную сеть. В последние годы представители копании так же были в числе инициаторов ряда мер по стимулированию падающего спроса на грузовые вагоны. Например, выдвигалась идея субсидируемого trade-in нескольких вагонов при покупке подвижного состава повышенной грузоподъемности, хотя в министерстве промышленности и торговли РФ она понимания не нашла.

Кроме того, летом 2020 г. Объединение вагоностроителей (ОВС), в число участников которого также входит «Уралвагонзавод», выступало за ограничения и в дальнейшем полный запрет на выпуск подвижного состава на «типовой» тележке «18-100» и ее аналогах. При этом глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что к этой инициативе «отношение положительное». Позднее, как писал «Коммерсантъ», ОВС и УВЗ предлагали ограничить допуск на сеть новых вагонов на тележках старых конструкций с 1 июля 2021 г., но в итоге соответствующих решений тоже не последовало.

Между тем, в начале 2022 г. истекает срок действия моратория на новые нормативные требования к железнодорожному подвижному составу, одобренный в середине 2020 г. президентом РФ Владимиром Путиным. Об этом главу государства на совещании по антикризисной поддержке отрасли просил председатель президиума Союза операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупнейших железнодорожных операторов страны) Игорь Ромашов – чтобы «не увеличивать стоимость и содержание вагонов».