28.09.2021
ИА "Интерфакс"

РЖД в октябре планируют запустить рабочее движение на созданной по концессии линии к ОЭЗ «Калуга»

ОАО «Российские железные дороги» в октябре планирует запустить рабочее движение на созданной по концессионному соглашению линии к особой экономической зоне (ОЭЗ) «Калуга».

«Мы (...) помогаем создавать инфраструктуру, необходимую для реализации инвестиционных проектов в регионах. Первая концессия – она активно реализуется – в следующем месяце уже планируем запустить рабочее движение – это (ветка) для обеспечения ОЭЗ «Калуга», – заявил замглавы департамента инвестиций РЖД Михаил Романов в ходе одной из сессий Российской недели ГЧП во вторник.

«Соглашение мы подписали в 2019 г. и выступили концессионером, который под гарантии региона взял на себя обязательства по строительству инфраструктуры», – напомнил менеджер. Линия строится от ст. Людиново-I. В рамках соглашения «Российские железные дороги» за собственные средства прокладывали подъездные пути, которые перейдут в собственность концедента – Калужской области. Объем инвестиций составляет 655 млн руб. Срок действия концессии – 10 лет.

Регион взял на себя обязательство обеспечить загрузку новой ветки с «обязательством обеспечить минимальный гарантированный доход, который позволит РЖД окупить инвестиционные вложения менее чем за 5 лет». Перевозить в первую очередь планируется продукцию ООО «Кроношпан Калуга» – деревообрабатывающего предприятия группы Kronospan.

«С Калугой сейчас мы вторую концессию примерно на ту же тему обсуждаем», – добавил во вторник Романов, не сказав, правда, о чем идет речь. Летом 2020 г. РЖД сообщали, что изучают возможность развития железнодорожной инфраструктуры в районе станции Ворсино на условиях государственно-частного партнерства. Инициатива закреплена в соответствующем соглашении монополии с местными властями. Объем инвестиций в проект оценивался не менее чем в 500 млн руб.

Договор предполагал строительство и эксплуатацию компанией железнодорожную инфраструктуры для нужд резидентов боровской площадки ОЭЗ «Калуга». Допускалось, что общий объем перевозок составит порядка 300 тыс. тонн грузов в год «с перспективой последующего роста».

«У нас заключено еще две концессии – с Самарской и Свердловской областью», – также напомнил во вторник менеджер. В рамках первой строится ветка к особой экономической зоне «Тольятти» (расположена по соседству с производственными площадями «АвтоВАЗа», АО «Лада Запад Тольятти» – бывшего совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ»), технопарком «Жигулевская долина»).

Прокладка 14-километровой линии началась в сентябре 2020 г., завершить работы (по заявлениям правительства Самарской области) планируется в 2021 г. (до этого озвучивался 2022 г.). По ветке резиденты ОЭЗ планируют перевозить 1,4 млн тонн грузов в год. Стоимость концессионного соглашения – 0,9 млрд руб. (схема финансирования и гарантий – аналогичная «людиновской»). Построенная линия перейдет в собственность региона, в течение действия концессии (15 лет) будет находиться в пользовании РЖД.

Уральский ГЧП-проект предполагает создание 7,3-километрового подъездного пути к особой экономической зоне «Титановая долина» от ст. Верхняя Салда. Строительство должно завершиться в 2022 г. В рамках соглашения на площадке ОЭЗ появится промышленная станция с 12 путями и контейнерной площадкой. На ст. Верхняя Салда будет построено два дополнительных пути.

Предположительный объем инвестиций «Российских железных дорог» составит 1,6 млрд руб. Общий объем железнодорожных перевозок резидентов особой экономической зоны оценивался в 500 тыс. тонн грузов в год с возможностью последующего роста. Якорным резидентом первой очереди ОЭЗ является Ural Boeing Manufacturing.

«Суммарный объем инвестиций по этим заключенным концессиям уже составляет 4 млрд руб.«, – заявил во вторник Романов. «На мой взгляд, для региона это довольно интересный механизм как помочь создать инфраструктуру для инвестиционной площадки с использованием ресурсов РЖД. Я надеюсь, что в будущем и другие регионы попробуют использовать этот механизм», – отметил он.

«Пока он не везде, к сожалению, складывается: не все, наверное, понимают цели. (...) Мы иногда сталкиваемся с тем, что к нам боятся подойти с каким-либо вопросом: неоднократно с этим сталкиваюсь – большая корпорация, неповоротливая. На самом деле, это не всегда так – «окошко» есть, к диалогу мы готовы – оказать содействие на взаимовыгодных условиях по обеспечению железнодорожной инфраструктурой», – подчеркнул менеджер.