13.10.2021
Газета "Гудок"

Интеграция в тестовом режиме

ИзображениеПо международному транспортному коридору (МТК) Север – Юг летом проследовал тестовый поезд по маршруту Финляндия – Индия. По результатам эксперимента эксперты выделили две причины, которые не позволяют полностью задействовать потенциал коридора, – отсутствие железнодорожной инфраструктуры и санкции США и стран Европейского союза в отношении Ирана.

МТК создавался как маршрут доставки грузов между Индией, Ираном и другими странами Персидского залива через Каспийский регион в Россию и далее в Северную и Западную Европу (см. справку). По данным Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ, 99% акций в собственности ОАО «РЖД»), внешнеторговый оборот стран Европейского союза со всеми странами Южной Азии в 2020 году составил 35,4 млн тонн при его стоимости $114,7 млрд, из которых объемы перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» через коридор МТК по итогам 2020 года составили 6,3 млн тонн. В настоящее время по МТК в основном следуют экспортные грузы России назначением в Азербайджан и Иран.

По словам заместителя генерального директора ИЭРТа Алексея Замкового, сформирован мультимодальный маршрут Индия – Иран – Азербайджан – Россия, по которому организованы перевозки грузов в контейнерах. Также в 2020 году АО «РЖД Логистика» подписало соглашение с индийским оператором железнодорожных контейнерных перевозок Concor (Container Corporation of India Ltd.). В июне 2021 года АО «РЖД Логистика» и финский логистический оператор Nurminen Logistics Services OY подписали меморандум о сотрудничестве для исследования логистических возможностей МТК.

Сейчас у транспортного коридора три маршрута, которые проходят по территории России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана. Транскаспийский маршрут – с использованием российских морских портов (Астрахань, Оля, Махачкала) и портов Ирана (Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад). «Участие железных дорог в этом варианте заключается в подвозе грузов в порты и вывозе их из портов», – говорит Алексей Замковой.

Западный маршрут коридора – железнодорожное сообщение через пограничный переход Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан) с дальнейшим выходом на Иран через пограничный переход Астара (Азербайджан) – Астара (Иран). «По этому направлению ежегодно перевозится пока 4,5–6 млн тонн грузов, в основном в сообщении с Азербайджаном», – рассказал ранее в интервью «Гудку» первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов. «Основное преимущество западного направления МТК Север – Юг относительно других маршрутов коридора заключается в более коротком расстоянии перевозок, что позволяет сократить сроки доставки грузов», – сообщает Алексей Замковой.

Восточный маршрут – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Сарахс (Туркменистан) – Серахс (Иран) и Акяйла (Туркменистан) – Инче-Бурун (Иран). Большая часть ветви коридора проходит через малонаселенные территории стран, которые не формируют значительного грузопотока. Поэтому восточный маршрут почти не связан с транзитными потоками и используется как региональный маршрут в торговле Казахстана и Туркменистана с Ираном.

«Несмотря на стремление участников открыть полный потенциал маршрутов, желаемых объемов перевозок по МТК пока нет», – говорит генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадий Бессонов.

«Сложившиеся и намеченные перспективные тенденции развития инфраструктуры должны позволить обеспечить рост взаимной торговли стран Европейского союза, России, Азербайджана, стран Южной Азии и Персидского залива, а также повысить конкурентоспособность транспортных систем стран – участниц МТК Север – Юг», – считает Алексей Замковой.

В июле проведена первая тестовая отправка контейнеров по западному маршруту. Поезд проследовал со станции Вуосаари (Финляндия) транзитом через территорию России до станции Астара (Азербайджан), после чего контейнеры доставлены на терминал Астара-Иранская (Иран). Далее автотранспортом груз доставили на станцию Решт (Иран). Потом железной дорогой в порт Бендер-Аббас (Иран) для отправки в порт Нава-Шева (Мумбаи, Индия).

Основным сдерживающим фактором, который не позволяет полностью раскрыть потенциал МТК, является недостаточно развитая, а местами вовсе отсутствующая железнодорожная инфраструктура. В частности, большинство железных дорог Ирана являются однопутными и неэлектрифицированными, что ограничивает возможность резкого роста транзитных грузоперевозок. «Инфраструктурная составляющая западной ветви, во многом зависящая от строительства иранской стороной недостающего железнодорожного участка (линии Астара – Решт протяженностью 170 км), пока далека от оптимальной, тем не менее уже сейчас находим логистические решения для транзитных перевозок», – отмечал в интервью Сергей Павлов.

Стоит отметить, что сегодня на сухопутных железнодорожных маршрутах во всех странах, участвующих в развитии МТК, ведется строительство и модернизация инфраструктуры. В Иране начато строительство недостающего железнодорожного участка Астара – Решт и линии Чабахар – Захедан, которые свяжут с железнодорожной сетью страны и с портом Чабахар (Иран). Планируется, что его введут в эксплуатацию в 2026 году. Еще на западном маршруте строится грузовой сухопутный терминал, находящийся в собственности «Азербайджанских железных дорог» (читайте другой материал на полосе).

Как рассказал «Гудку» первый заместитель председателя правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Канат Альмагамбетов, для развития восточного сухопутного маршрута МТК Север – Юг компания постоянно поддерживает транспортно-логистическую инфраструктуру. «На казахстанских участках маршрута проводится модернизация железнодорожных путей. Также мы установили благоприятные тарифные условия на транзитные перевозки всех грузов (кроме опасных и негабаритных) через пограничную станцию Болашак», – говорит он.

Еще одним сдерживающим фактором развития МТК стали введенные санкции США и стран Европейского союза в отношении Ирана. Заместитель генерального директора «Maersk Восточная Европа» Андрей Нараевский отметил, что коридор Север – Юг проходит по территории Ирана, в отношении которого действуют экономические санкции со стороны ЕС и США, по этой причине компания не может участвовать в реализации этого важного проекта. «Логистически путь через Иран и республики Средней Азии очень привлекателен, но вряд ли кто из глобальных перевозчиков рискнет навлечь на себя санкции США», – комментирует ситуацию генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.

 

Фото: Сергей Гусев, пресс-служба ОАО «РЖД»

Инициатива формирования международного транспортного коридора Север – Юг закреплена межправительственным соглашением о транспортном коридоре Север – Юг, подписанным Россией, Индией и Ираном 12 сентября 2000 года в рамках II Международной евро-азиатской конференции по транспорту. В дальнейшем к соглашению присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина. В декабре 2020 года с инициативой присоединения к соглашению о транспортном коридоре Север – Юг выступил Узбекистан.

Сергей Волков