01.12.2021
Газета "Российская газета"

Грузы ходят хмуро

Китай закрыл погранпереходы для российских товаров без контейнеров.

Более шести тысяч груженых вагонов не смогут пройти в Китай через пограничные переходы Гродеково – Суйфэньхэ и Забайкальск – Маньчжурия, сообщили в компании «Российские железные дороги» (РЖД). Китайская сторона усилила меры по профилактике и контролю над эпидемиологической ситуацией в условиях пандемии коронавируса. Неожиданный затор на границе продемонстрировал нестабильность грузового транспортного сообщения. Он может усилить логистический кризис, связанный с ростом транспортных тарифов, и скажется на российских экспортерах ресурсов.

«РЖД введено ограничение на погрузку в адрес этих погранпереходов. На сети железных дорог находится 6,2 тыс. вагонов с грузами, подпадающими под ограничения», – уведомили отправителей грузов в компании.

В РЖД пояснили «РГ», что эти составы в основном везут уголь, лес, руду.

Срочное сообщение поступило от китайской стороны. Из него следует, что погранпереходы прекращают прием всех грузов, кроме контейнерных, с 30 ноября и 1 декабря.

При этом о сроках возобновления приема грузов не сообщается.

В РЖД заверили, что готовы оказать клиентам необходимую поддержку, в том числе по перенаправлению грузов. Товары можно будет перегрузить для дальнейшей транспортировки в контейнеры или отправить через морские порты морским транспортом. В ином случае придется вернуть груз.

В этой ситуации убытки могут понести российские экспортеры, за счет которых предполагалось восполнить нехватку финансирования инвестиционной программы РЖД. В компании ранее отмечали, что действующая система образования тарифов учитывает только изменение индекса потребительских цен и не учитывает рост цен в промышленности. Потому предлагали поменять систему, что означало бы отмену долгосрочного действия тарифов и их повышение.

Как отметил в беседе с «РГ» источник на логистическом рынке, представители грузообразующих секторов обеспокоены ростом тарифной нагрузки. «Так называемая кампания по коррекции сверхдоходов экспортеров стартовала в период взрывного роста спроса на металлы и энергоресурсы. Однако внешняя конъюнктура нестабильна. Можно ожидать оттока грузов на другие виды транспорта, что опять же приведет к падению доходов РЖД и формированию очередных дефицитов инвестпрограммы», – заметил он. Сложившаяся ситуация показала, что риски могут быть связаны и с неожиданным закрытием границ.

Пройти границу с Китаем не смогут тысячи вагонов, груженных углем, рудой и лесом.

Гайва Евгений