ИзображениеНаш корреспондент поучаствовал в снегоуборочной миссии на станции Дабан.

Во второй половине дня, где-то за 30 минут до назначенного часа отправления, весь экипаж железнодорожной снегоуборочной машины (ЖДСМ) в сборе: машинист Денис Бакалов, его помощники Иван Кобелев и Валерий Зыков.

Ждем-пождем старта в неспешных беседах о своеобразии текущего момента. Руководитель работ, дорожный мастер Северобайкальской дистанции пути (ПЧ-23) Евгений Иванищев поясняет, что затянувшееся ожидание вызвано, по всей видимости, сложной поездной обстановкой.

Лишь через два часа, когда красный воспаленный глаз январского солнца уже стал скрываться в зубчатом окоеме западных гор, нам по рации дают добро: «Машинист тепловоза такой-то… Маршрут готов… Верно – выполняйте!«

Еще два часа уходит на то, чтобы добраться до места назначения – самой снегозаносимой станции ВСЖД, одноименной с грозным горным перевалом Дабан. Здесь также следует заметить, что положенная крейсерская скорость ЖДСМ, относящейся к несамоходному подвижному составу, – всего лишь 50 км/ч. Ну и «плюсом» – неизбежные остановки-стоянки на промежуточных станциях: Тыя, Гоуджекит…

Зимой на Дабане властвует практически постоянный снегопад разной степени интенсивности, и вкупе с прессингом суровых морозов и пронизывающих арктических ветров. Такая погодная оперативная обстановка не лучшим образом воздействует на человека, покинувшего на время зону комфорта.

Впрочем, нашему экипажу некогда размышлять об отвлеченных материях – тут только успевай поворачиваться ввиду вышеупомянутой напряженной поездной обстановки. Точкой старта снегоуборки нам определили подступы к новому Байкальскому тоннелю. Заехали за маневровый сигнал М-2 и ждем ровно десять минут. Именно за это время работники Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей (ПЧ-24) во главе с исполняющим обязанности бригадира Максимом Гудковым скинут лопатами часть снежного массива до зоны захвата загребной части машины. Хотя размах ее «крыльев» солидный – пять метров, все же не везде она может достать образованные ветром переметы и сугробы.

Вот и приходится небольшому отряду из 15 смотрителей тоннеля мужественно и стойко бороться с белой стихией.

За тем, чтобы в ходе напряженной снегоборьбы стальная громада ЖДСМ не задела могучими «крыльями» жизненно важные обустройства магистрали, зорко следит электромеханик Северобайкальской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-13) Василий Фомин.

Снега здесь так много, что два вагона-бункера суммарным объемом 215 куб. м наполняются очень быстро: не успели пройти 150-200 метров, как по динамику раздается сигнал из задней кабины от помощника машиниста Валерия Зыкова: мол, уже располным-полна коробушка – с горочкой…

Что ж, теперь пора выдвигаться в сторону поста ЭЦ: оттуда пойдем далее, на перегон, для выброски загруженной снежной продукции.

Между тем, оказывается, настал час смены экипажа ЖДСМ – с этим у машинистов все строго в рамках инструкций и директив. Прибывшая из Северобайкальска бригада во главе с опытным машинистом Вениамином Тогоновым занимает свои места в машине «согласно штатному расписанию».

Бессменный же руководитель работ Евгений Иванищев после переговоров по рации с дежурной по станции Любовью Ширмановой, сменившей на этом посту Дмитрия Золтуева, дает команду машинисту тепловоза двигаться на перегон со скоростью 15-20 км/ч – для выброски снега из бункеров.

Через каждые 20 секунд Евгений сообщает машинисту тепловоза по рации: «Машинисту поезда номер 6741 – путь свободен!«На мой вопрос, почему так часто идут эти доклады, машинист ЖДСМ Вениамин Тогонов поясняет: так положено по регламенту переговоров.

Долго ли, коротко ли в предоставленные нам «окошки» между поездами мы успеваем нагрести на путях станции Дабан еще два полных бункера, выбрасываем их и перемещаемся на перегон Дабан – Дельбичинда. Здесь снегоуборка тоже идет вполне успешно – наполняем и выгружаем еще два бункера. А финальную точку в виде последнего битком набитого бункера ставим уже на станции Кунерма.

Пока дописывались заключительные строки этого репортажа, наши севера вновь накрыло мощнейшим снегопадом. Борьба с белой стихией у отрогов грозного горного перевала будет продолжена в ближайшее время.

 

Фото: Сергей Ринчинов

 

Сергей Ринчинов