Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - главная рукотворная достопри­мечательность Байкала. Это уникальный памятник архитектуры и инженерного искусства ХIX-XX вв., вобравшее в себя все технические достижения того времени.

Сложнейшая железнодорожная артерия стала важнейшей вехой в истории строительстве Великого Сибирского пути – Транссибирской магистрали.

«Кругобайкалкой» сегодня называют тупиковую заповедную ветку Транссиба Слюдянка 2 - Култук - Маритуй - Порт Байкал (протяженность 94 км). Первый поезд к берегу озера Байкал пришел 21 октября (2 ноября) 1898 г., пуск в эксплуатацию состоялся 13 октября 1905 г.

КБЖД – это самая дорогая и красивая железная дорога, ее называют «золотой пряжкой» стального пояса России. «Пряжкой», потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а «золотой», потому что по стоимости она превысила все существовавшие в России железнодорожные магистрали. Эту дорогу строили с 1896 по 1905 год архитекторы и инженеры из России, Италии, Латвии, Польши и Албании.

Кругобайкальская магистраль уникальный памятник инженерного железнодорожного искусства под открытым небом. 39 тоннелей, 16 каменных галерей, 248 мостов и виадуков были возведены за два года и три месяца. Са­мый длинный тоннель проходит через мыс Половинный, его длина - 777,5 метров. Путь прокладывался по самой кромке побережья, через склоны Приморского хребта. На всем протяжении берега здесь тянулись отвес­ные вертикальные скалы, опускавшиеся в озеро на большую глубину. 84 километра от станции Байкал до станции Култук являются историко-архитектурным памятником. Тоннели и каменные галереи дороги уникальны тем, что строи­лись по нетиповым проектам и не были изменены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала ХХ века. КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире по насыщенности инженерными сооружениями. По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудности их выполнения, «Кругобайкалка» превзошла все построенные рельсовые пути в мире.

Кругобайкальская железная дорога опоясывает южное побережье озера Байкал. Озеро Байкал – «жемчужина Сибири». Прибайкалье с его уникальной природой является излюбленным местом для путешествий и активного отдыха туристов со всех стран. Озеро мистическим образом оказывает положительное влияние на внутреннее состояние людей, помогает обрести душевный покой, наполняет положительными эмоциями и вселенской энергией. «Байкал удивителен, и недаром величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежнобирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная…» - писал А.П. Чехов.

Как добраться

Большинство пассажирских поездов останавливаются на станции Слюдянка, с которой отправляются туристические поезда, следующие на КБЖД. От станции Слюдянка также курсирует местный рельсовый автобус, следующий по Кругобайкалке с остановками на каждом остановочном пункте, первый из них – станция Култук, на которой расположена «входная» стела «Кругобайкальская железная дорога» – уже через 20 минут после отправления со Слюдянки.

Из Иркутска можно добраться на электропоезде до станции Слюдянка за 2,5 часа.  Туристические поезда отправляются из Иркутска в Слюдянку и далее на КБЖД.

 Вокзал Слюдянка

Железнодорожный вокзал на станции Слюдянка является уникальным архитектурным памятником, возведенным 100 лет назад. Это единственный в мире действующий вокзал, целиком построенный из белого и розового мрамора.

Слюдянский вокзал – первое здание на российских железных дорогах, где байкальский мрамор проявил себя во всей красе. Первоначально вокзал поражал ослепительной белизной стен.

Фасад вокзала – образец ярко выраженной симметрии в ритме вертикальных линий. Здание поставлено на ленточный фундамент из грубо отесанных каменных блоков и состоит из трех частей: основной центральной части и боковых. Центральный зал вокзала - двухэтажный, при этом не имеет межэтажного перекрытия, второй ряд окон играет в основном композиционное значение. Симметрия присутствует и в планировке вокзала. Архитектор до мельчайших подробностей продумал функциональность интерьера, считаясь с удобствами для пассажиров.

Летом 2021 года на вокзале начала работу интерактивная экспозиция, посвященная озеру Байкал. Одна из особенностей выставки – интерактивный пол, который может имитировать прозрачную гладь Байкала или прибой. Проекции на потолке показывают как может выглядеть небо над озером. За счет этого создается эффект присутствия.

Инсталляции посвящены флоре и фауне, тектонике и геологии озера. Часть из них оснащена тач-скрином и может работать и как классический экран с анимацией, видео и графикой, иллюстрирующими лекцию, и как интерактивно-справочная система.

Одна из инсталляций, рассказывающая о Кругобайкальской железной дороге, максимально точно повторяет кладку тоннелей КБЖД, при этом создается эффект движущегося паровоза. Завершается выставка фотозоной, где пассажиры могут сделать снимок на память.

Вокзал Порт-Байкал

Порт Байкал — грузо-пассажирский порт, расположенный на озере Байкал у истока реки Ангары в поселке Байкал Слюдянского района Иркутской области России.

Центральную часть поселка украшает отреставрированный деревянный ж/д вокзал и перроны, оформленные в ретро-стиле.

В здании вокзала находится музей с экспозицией, которая рассказывает об истории поселка, станции и порта.

Станция Байкал находится на 72-м километре Кругобайкальской железной дороги (начало километража КБЖД находится не на главной иркутской станции – пассажирском вокзале, а на станции Иркутск-Сортировочный). Эта станция (раньше она называлась Иннокентьевская) до 1934 года была административной границей между Томской и Забайкальской железными дорогами.

Рядом с вокзалом в тупике на берегу Байкала установлен паровоз Л-4647, который в честь создателя конструктора Лебедянского называют «Лебедь» или «Лебедянка». Это один из самых массовых советских паровозов. Он был спроектирован еще во время Великой Отечественной войны и активно эксплуатировался на ж/д магистралях страны в середине XX века. Именно этот паровоз носил официальное название «Победа».